Глобальный экономический кризис заставил правительства многих стран паниковать, дергаться и принимать непредсказуемые решения. Сегодня такая неопределенность стала общемировой проблемой, актуальна она и для России. Американские экономисты на примере Китая показали, как неопределенность мешает инвестициям и экономическому росту

 

Российская экономика попала в "ловушку выпуска": рост спроса уже не может привести к ускорению темпов роста. Все дело в ограниченных производственных мощностях. Ускорить темпы роста могли бы помочь инвестиции со стороны компаний.

 

Но для того, чтобы компании готовы были вкладывать в расширение производства, им нужна вера в завтрашний день. Они должна точно знать, какую политику будут проводить власти и какие решения будут приниматься. Однако экономисты полагают, что в России все происходит наоборот: экономическая политика властей становится все более и более непредсказуемой. Это видно на примере пенсионной реформы и заморозки тарифов. Бизнесу в такой ситуации инвестировать просто страшно.

 

После кризиса рост неопределенности стал общемировой проблемой. Даже развитые страны, оплот стабильности, принимают все более непредсказуемые решения. Примеров этому множество: это и бюджетные споры в США, программы помощи странам Европы и банкам, неожиданное списание долгов Греции и заморозка депозитов в кипрских банках.

 

В итоге, мировой и российский бизнес попали в ловушку. Принимать решения о выходе на новые рынки, расширении мощностей, внедрении новых технологий просто невозможно. Компании сидят на огромных запасах наличных, которые никуда не вкладываются.

 

Кайл Хендли из Университета Мичигана и Нуно Лимао из Университета Мэриленда, уверены, что снижение неопределенности могло бы помочь бизнесу.

 

Если бы компании были уверены в принимаемых властями решениях, они вновь смогли бы начать инвестировать. Возможно, это и есть долгожданное лекарство от стагнации как для российской экономики, так и для мировой.

 

 

Политическая неопределенность тормозит развитие торговли

 

Экономисты уверены, что влияние неопределенности наиболее заметно в экспортном секторе. Здесь легче всего выявить причинно-следственную связь.

 

  • Решения, принимаемые властями на том или ином рынке, влияют на поведение фирм, то есть на их решения входить на этот рынок, какой товар на нем продавать и в каком количестве. Таких примеров можно найти очень много за последние годы.
  • Неопределенность торговой политики напрямую влияет на количество фирм, готовых экспортировать, ввозить промежуточные товары или переводить часть своего производства за границу. Чем выше неопределенность, тем реже фирмы готовы выходить на новые рынки.
  • Через торговый канал неопределенность может влиять и на ситуацию внутри страны-импортера: меняются цены, производительность труда и занятость. В итоге, от неопределенности страдают национальный бизнес и покупатели.
  • Снижение неопределенности привело к торговому буму в Китае
  • Экономисты проанализировали влияние неопределенности торговой политики на экспортный бум в Китае.
  • В 1990-м году на Китай приходилось всего 2% мирового импорта.
  • Благодаря быстрому росту экономики, в основе которого лежал экспорт, и вступлению в ВТО на долю Китаю в 2010 году уже приходилось 11% мирового импорта.
  • Доля китайских товаров в американском импорте росла еще быстрее - с 3% до 19%. Торговый бум связывают с падением цен, зарплат и промышленной занятости в США.
  • Доля Китая в американском импорте в 2001-2010 годах росла почти в два раза быстрее, чем в 1990-2000 годах.

 

  • Ускорение роста доли Китая в американском импорте совпало со вступлением Китая в ВТО.
  • С 1980 года Китай считался приоритетным торговым партнером США. В отношении Китая действовали такие же торговые барьеры, как и в отношении стран, входящих в ВТО. После вступления Китая в организацию политика США не изменилась.
  • Вступление Китая в ВТО привело к снижению неопределенности по поводу будущей торговой политики США. Пока Китай не был членом организации, США в любой момент могли пересмотреть свою политику и усилить торговые барьеры.
  • После протестов на площади Тяньаньмэнь, которые китайские власти жестко подавили в 1989 году, Конгресс ежегодно вплоть до 2001 года голосовал по поводу закона, отменяющего привилегии Китая. Трижды документ проходил в Конгрессе и не принимался только благодаря вето президента США.
  • Если бы Китай лишился своего привилегированного статуса, то тарифы бы выросли с 4% до 35%. Тарифы на многие продукты составили бы примерно 50%. Это могло бы спровоцировать торговую войну.
  • Китай в 1997 году призвал США отменить ежегодный пересмотр статуса Китая, так как это приводило к появлению неуверенности как у китайских, так и у американских компаний. Это плохо влияло на развитие торговли двух стран.
  • Американские компании тоже лоббировали предоставление Китаю постоянного статуса привилегированного торгового партнера, чтобы снизить неопределенность.
  • Президент США сделал статус Китая постоянным лишь после того, как страна вступила в ВТО.
  • Экспортный бум Китая в этот период как раз можно объяснить с помощью вступления страны в ВТО и предоставления ей статуса постоянного привилегированного торгового партнера США.

 

Неопределенность тормозит инвестиции

 

Экономисты построили модель, которая связывает снижение неопределенности по поводу торговой политики с решением китайских компаний о выходе на рынки и внедрении новых технологий.

 

  • Инвестиции компаний зависели от вероятности того, потеряет ли Китай статус привилегированного партнера или нет.
  • Для каждой отрасли экономисты рассчитали примерные потери в случае, если Китай потеряет статус привилегированного торгового партнера.
  • Сектора промышленности, потенциальные потери которых выше, будут снижать экспорт. Они будут расти быстрее, когда неопределенность снизится.
  • До вступления Китая в ВТО компании были уверены, что США могут лишить страну статуса привилегированного торгового партнера. После вступления неопределенность резко снизилась и компании начали наращивать экспорт.
  • С 2000 по 2005 годы рост экспорта в США был на 18% выше в тех секторах, которые бы потеряли больше в случае роста тарифов. Лишь изменением тарифов и транспортных расходов подобную динамику не объяснить. Эти же отрасли активнее стали вводить новые продукты.
  • Снижение неопределенности увеличило совокупный экспорт Китая в США на 22-30%. Подобный рост могло бы спровоцировать снижение тарифов на 9 п.п.
  • Сокращение неопределенности привело к снижению цен в США, что привело к росту реальных доходов потребителей. Торговый соглашения, таким образом, могут повысить благосостояние общества.

 

Финмаркет