Казахстан вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО). Россия, Кыргызстан, Армения сделали это гораздо раньше. Получается, что из пяти участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) только Беларусь осталась за пределами этой организации. Что в определенном смысле демонстрирует степень международной изоляции страны, несмотря на большую дипломатическую активность официального Минска в последнее время. Кстати, только четыре из постсоветских стран не присоединились к ВТО: Азербайджан, Беларусь, Туркменистан и Узбекистан.
Почему так? Прежде всего, дело в том, что белорусская социальная модель и членство в ВТО - вещи трудно совместимые. Когда страна присоединяется к этой организации, то берет на себя обязательства снизить таможенные тарифы на импорт продукции других государств. И это значит, что на внутреннем рынке должно появиться намного больше иностранных товаров. Что создает конкуренцию, ставит в сложные условия национальных производителей. А белорусская экономика к конкуренции не привычная. Ведь конкурентоспособность производителей Беларуси невысока. Если здесь появятся тракторы John Deere, то что будет с МТЗ?
Поэтому, чтобы спасти предприятия, власти ведут перманентную борьбу с импортом. Это одно из главных направлений экономической политики правительства Беларуси. Регулярно принимаются программы импортозамещения, работа фирм-импортеров всячески искусственно затрудняется, ставятся все новые барьеры на пути иностранных товаров. Министерство торговли закрывает магазины за преобладание импортных товаров и отсутствие там белорусского продукции. И как с такими подходами вступать в ВТО?
Вторая причина - менее системная, а больше психологическая. Александр Лукашенко первые два года своего президентства потратил на то, чтобы ликвидировать всякий контроль за своей властью, демонтировать систему сдержек и противовесов внутри страны. Этого он наконец добился в результате референдума 1996 года. На этом фоне вступление в различные международные организации означало бы установление каких-то внешних ограничений его единоличной власти. И вполне понятно его негативное отношение к членству в ВТО, Совете Европы, неприятие советов МВФ, Всемирного банка и др.
Укрепление независимости Беларуси все больше трактуется ее лидером как независимость от международных норм и стандартов поведения
И весь 21-летний период правления Лукашенко отмечается пренебрежением международными нормами, нежеланием принимать правила, которые существуют в мировом сообществе, попытками навязать миру свои стандарты поведения. Стремление к абсолютной власти, вседозволенности, ликвидация любых ограничений его деятельности логично и естественно распространяется и на международную политику. Поэтому укрепление независимости Беларуси все больше трактуется ее лидером как независимость от международных норм и стандартов поведения. Причем, чтобы оправдать нежелание придерживаться установленных правил, выделяется аргумент, что эти правила несправедливы, что Запад, и прежде всего США, навязали их всему миру насильно.
А как же тогда объяснить членство Беларуси во всех интеграционных объединениях на постсоветском пространстве, спросите вы? Ну, во-первых, Минск не хочет портить отношения с Россией, зависимость от которой достаточно велика. Во-вторых, все интеграционные постсоветские союзы очень рыхлые, такое сплошное СНГ. Все обязательства, которые берут на себя их участники, можно безнаказанно не исполнять. Что и происходит.
Если возвращаться к ВТО, то членство в ней в некотором смысле было бы ограничением для ручного управления экономикой. Политику протекционизма, борьбу с импортом нужно было бы вести по правилам, за нарушение которых страны наказываются. Существуют определенные ограничения в поддержке национальных производителей. То есть, правительство не смогло бы поддерживать в нынешних размерах гиганты промышленности, сельское хозяйство.
По этим причинам Беларусь и не очень стремится к вступлению в ВТО, хотя переговоры ведутся много лет.
Но и нынешняя ситуация, когда Беларусь единственная из ЕАЭС не присоединилась ко Всемирной торговой организации, не очень хорошая. Ведь Евразийский экономический союз должен действовать согласно правилам ВТО. Например, уменьшать таможенные тарифы на импортные товары. Во-первых, это снижает конкурентоспособность белорусской продукции на российском рынке. А во-вторых, больше импортных товаров может появиться и на территории Беларуси, так как в пределах ЕАЭС формально существует единое экономическое пространство.
А с другой стороны, поскольку Беларусь - не член ВТО, она не может воспользоваться этой организацией для защиты своих производителей, когда белорусской продукции в какой-то стране чинятся препоны.
То есть Беларусь получает все минусы членства во Всемирной торговой организации, но не может воспользоваться достоинствами. Результаты государственной мудрости по-белорусски.
Источник: udf.by