Согласно Financial Times, в 2014 году иностранные банки покидали Россию, сокращая свое присутствие в этой стране еще задолго до недавнего обострения рублевого кризиса. В течение года рынок выглядел все более рискованно, и совокупный объем синдицированных банковских кредитов, выданных в этом году, составил лишь 14% от прошлогоднего значения. Ожидается, что в новом году иностранные банки продолжат сокращать свое присутствие в России, и это станет дополнительным источником давления на российскую экономику, которая и без этого находится в весьма сложной ситуации. Российский валовый внутренний продукт (ВВП) в 2013 году, скорее всего, стагнировал. Согласно расчетам Центрального банка России, ВВП может сократиться на 4,7%, если цены на нефть останутся на текущем уровне – $60 за баррель. Правда, за какой период возможно такое сокращение, в материале не говорится.
Магдалена Стоклоса, аналитик Morgan Stanley, считает, что в России может начаться кредитный кризис. Желание кредитовать уже заметно снизилось. Для банков речь идет не только о качестве кредитов, но и о рисках, которые растут при спаде деловой активности.
По данным Dealogic, в этом году голландский банк ING лидировал по объемам синдицированных кредитов, выданных российским компаниям; на втором месте оказался скандинавский банк Nordea. Однако объемы были низкими: до середины декабря 2014 года эти две кредитные организации едва ли выдали $800 млн. В предыдущем году на рынке лидировали французские Societe Generale и BNP Paribas, которые вдвоем выдали около $3,7 млрд.
В сделках на рынках долгового финансирования лидерами минувшего года среди нероссийских банков стали Deutsche Bank, JP Morgan и Credit Suisse. При этом совокупные объемы долгового финансирования также значительно снизились – на 82%, до $9,5 млрд.
Среди других финансовых организаций наблюдалось резкое падение объемов присутствия на российском рынке. С января до сентября Bank of America сократил свои чистые риски в России более чем на 40%, до $3,8 млрд., сосредоточившись на нефтегазовых компаниях и коммерческих банках. JP Morgan к сентябрю снизил свое присутствие с $6,1 млрд. до $4,5 млрд. Российский портфель Citigroup за шесть месяцев – с апреля по сентябрь – уменьшился с $9,4 млрд. до $8,8 млрд. Barclays сохраняет в России лишь «очень ограниченное» присутствие.
Некоторые другие иностранные банки, такие как Raiffeisen, Societe Generale и UniCredit имеют в России большой ритейловый бизнес. Из-за этого им сложнее покинуть эту страну. Объемы кредитов, выданных этими кредитными организациями в России, составляют соответственно 15, 25 и 18 млрд. евро. Впрочем, по состоянию на конец 2013 года объем их инвестиций в Россию едва ли достигал 1% их совокупного объема инвестиций.
Впрочем, что касается иностранных банков, имеющих значительное присутствие на российском ритейловом банковском рынке, то теоретически они имеют возможности увеличивать свою долю в России, поскольку развитие местных кредиторов сдерживается санкциями. Однако, как отмечает автор одного из блогов Reuters, им сначала надо пережить российский кризис.
России нужны иностранные кредитные организации для поддержания функционирования ее шаткой экономики. Однако самым страшным сценарием для всех западных банков является полная экспроприация их активов в России президентом Владимиром Путиным. По мнению автора статьи, это не является чем-то нереальным, особенно если будут введены новые санкции. И иностранным банкам придется соотносить риск полной потери с возможным вознаграждением.
Несмотря на то, что доля российских активов в общем объеме активов таких иностранных банков, как Raiffeisen, Societe Generale и UniCredit не так уж и велика, эти банки зарабатывают в России существенную часть своей прибыли. На российский портфель активов приходится приблизительно 3% всех активов Societe Generale; при этом Россия дает 10% чистой прибыли этой финансовой организации. Впрочем, если в России случится банковский кризис, аналогичный кризису 1998–1999 годов, капитал первого уровня этой организации снизится лишь на 55 базисных пунктов, согласно подсчетам сотрудников Deutsche Bank.
UniCredit вовлечен в российский бизнес сильнее, чем Societe Generale. При возвращении кризиса 1998–1999 годов его капитал первого уровня снизится всего на 31 базисный пункт. Однако в России этот банк зарабатывает 17% своей чистой прибыли, что достаточно много. Еще более высокое значение Россия имеет для Raiffeisen, который сейчас зарабатывает в этой стране три четверти всей своей чистой прибыли. При повторении банковского кризиса 1998–1999 годов его капитал первого уровня снизится с 10,2% до 8,5% – то есть ниже минимально допустимого уровня.
Источник: bankir.ru