Фонд тратит в год свыше 30% совокупных активов, а динамика новых вкладов нисходящая, рассказала в интервью Forbes.kz глава агентства EXIMAR, член экспертного совета по региональному развитию Министерства национальной экономики РК Айман Турсынкан.

Почему правительство всегда приходит на помощь банкам, выздоравливает ли банковская система от вливаний госпомощи и почему страна идёт к параличу развития реального сектора и малого бизнеса? Своим мнением на этот счёт поделилась Айман Турсынкан, директор и соучредитель форсайтингового агентства EXIMAR, член экспертного совета по региональному развитию Министерства национальной экономики.

Г-жа Турсынкан, давайте вспомним, каковы были последние вливания государства в спасение казахстанских банков.

- В 2017 помощь Нацбанка получили крупные БВУ – Народный банк, АТФБанк, Цеснабанк, Евразийский, ЦентрКредит и Bank RBK - на общую сумму около 3 трлн тенге, из которых 2,4 трлн было фактически использовано на финансирование сделки по поглощению Народным банком Казкома. В 2018 было выделено 653,7 млрд тенге и списаны неработающие займы на сумму 710 млрд тенге для той же группы игроков - Евразийского банка, АТФБанка, Цеснабанка, ЦентрКредита и Bank RBK.

На выделение дополнительных средств для поддержания ликвидности коммерческих банков опять будут направлены средства Единого накопительного пенсионного фонда (300 млрд тенге). Чем, на ваш взгляд, в ближайшие годы обернётся интенсивное заимствование средств из ЕНПФ?

- Средства ЕНПФ вкладываются в высокорисковые облигации близких к дефолту банков и в финансирование дефицита бюджета. Деньги вкладчиков не работают. Уже 5 лет растёт число получателей пенсий из накопительной системы.  Если до этого 15 лет ЕНПФ собирал вклады, то с каждым новым годом он тратит в год свыше 30% совокупных активов, а динамика новых вкладов нисходящая. Это приведёт уже в ближайшие 5 лет к неплатёжеспособности ЕНПФ для вкладчиков.

Стала ли банковская система устойчивой? Насколько она работает на экономику страны и действительно ли она «выздоравливает» при таких вливаниях?

- Согласно статистическому бюллетеню Нацбанка за 2017, доходность банковского сектора сократилась. Убыток банковского сектора - 62,3 млрд тенге, при этом регуляторный капитал сложился в размере 3 763,6 млрд тенге. Отношение чистого дохода к совокупным активам (ROA) составило 0,25% (1,61% на аналогичную дату прошлого года). Отношение чистого дохода к собственному капиталу по балансу (ROE) -2,12% (14,94% на аналогичную дату прошлого года). Доля пяти крупнейших банков в активах БВУ составила 57,6%, в совокупном ссудном портфеле – 56,6%, в совокупных вкладах клиентов – 60,5%. В результате слияний БВУ и финансового оздоровления кредитного портфеля балансовая стоимость займов к началу 2018 сократилась на 12,7% по отношению к тому же периоду 2017. Таким образом, вливания государства в крупнейшие банки скорее способствовали монополизации финансового сектора, а вовсе не его оздоровлению.

При этом мы видим, что банки пытались заместить внешние источники фондирования на внутреннюю депозитную базу все последние 10 лет.

- При внимательном рассмотрении соотношения вкладов к ссудной задолженности мы видим, что ссудный портфель на 20% недообеспечен депозитной базой по совокупным вкладам физических и юридических лиц в Казахстане. Доля кредитов с просрочкой платежей по факту на 1 июля 2018 уже достигла по всей банковской системе 22,96%, несмотря на постоянные вливания для рефинансирования проблемных займов в течение последних 10 лет. Мы видим, что в 2018 отзыв лицензий осуществлялся у банков, у которых доля проблемных займов была гораздо ниже, чем у крупнейших 10 банков, постоянно получающих помощь от государства.

Динамика банковского сектора в РК

Почему вообще государство спасает банки?
 
- Для более наглядного понимания, почему правительство всегда мчится на помощь банкам, давайте рассмотрим финансовый сектор как базовую индустрию для города Алматы. Вклад сектора в ВРП Алматы в 2017 составил 11,6%. Вклад в собираемость налогов составил 15,6% за счёт того, что основная клиентская база, подлежащая выплате ИПН у источника выплаты, пока ещё сконцентрирована в Алматы.
 
В такой «красивый» показатель вклада по налогам финансового сектора в местный ВРП немалую долю вносят начисления ИПН на пенсионные выплаты АО «ЕНПФ», зарегистрированного в Алматы. Во всей структуре ИПН, оплаченного источником выплаты, только пенсионный фонд вносит 15% всей собираемости ИПН в мегаполисе. В целом на весь финансовый сектор коэффициент налоговой нагрузки составляет 14,2% от совокупного годового дохода. Однако именно финансовый сектор стал рекордсменом в регионе по снижению налоговых платежей в республиканский и местный бюджеты.
 
Позиции Алматы на основных рынках финансовой отрасли Казахстана в 2018 
 

Источник: расчёт по данным по сегментам финансового рынка с отражением регионального разреза в отчётах НБ РК

Отрасль действительно архиважная для сервисной модели экономики в условиях здоровья частного сектора. Однако в финансовый сектор входят не только банки второго уровня, но и инвестиционные фонды, финансовые организации с кредитной деятельностью без РКО, микрофинансовые организации, страховые компании, лизинговые фирмы, платёжные системы и вендинг, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Однако, как было указано выше, в условиях монополизации и снижения доходности банковского сектора весь финансовый рынок попал в крайнюю зависимость от депозитной базы внутри страны. Любые резкие колебания по оттоку депозитов неминуемо приведут к краху всей банковской системы. Поэтому государство сразу вливает средства в близкие к банкротству банки, чтобы не допустить социального взрыва с забастовками вкладчиков.

Но по сути, изымая по схеме выкупа ЕНПФ облигаций БВУ средства пенсионных вкладчиков, государство перекладывает из левого кармана граждан в правый карман наши деньги, не забывая снять солидную маржу на транзите. Единственными реальными бенефициарами таких схем являются акционеры крупнейших банков, особо приближённых к государственной помощи. Именно поэтому в рейтинге GFCI падение позиций Алматы как растущего финансового центра напрямую увязано в докладе с коррупционными рисками банковского сектора Казахстана. Казахским банкам не доверяют и настоятельно официально предупреждают мировых инвесторов не связываться с ними.

Участвует ли банковский сектор в развитии экономики страны?

- К сожалению, все 28 лет независимости показали, что никак не участвует, а, наоборот, паразитирует. Мы планомерно ухудшаем показатели по доступу к финансированию бизнеса в рейтинге Doing Business. Политика банковского сектора привела к параличу развития реального сектора и малого бизнеса. Постоянные проблемы с курсом национальной валюты привели к значительному замыканию внутри узкого макрорегионального рынка всех без исключения секторов производства. Экономика страны впала в острую зависимость от покупательской способности населения. Корпоративный сектор уничтожен, его доля в каждой сфере упала до менее 5%. Если доходы банковского сектора ранее составляли процентный доход, то сегодня большинство банков перебиваются доходами от расчётно-кассового обслуживания.

Развёрнутый анализ по Казахстану в рейтинге Doing Business

Стремительно сокращается депозитная база населения. За последние 5 лет с показателя, когда на каждый тенге ссудной задолженности физических лиц приходилось 1,34 тенге депозитов, мы пришли к соотношению 1,05. Население обнищало.

Бравада Нацбанка в отношении дедолларизации депозитной базы смешна. В долларовом эквиваленте сокращение депозитной базы произошло втрое-вчетверо. Народ проел все доходы ещё в 2017. В 2018 мы вошли на нуле. Завершаем год не просто в минусе, но благодаря очередным вливаниям правительства в банки лишаем себя пенсионного обеспечения. Глубина кредитных историй трудоспособного населения достигла критической отметки 70% из-за неконтролируемого бурного роста спекулятивного розничного кредитования. Сегодня чтобы купить бельё или еду, вам нужен кредит. Это ли не апофеоз утраты национального благосостояния?

Почему вы считаете, что меры по оздоровлению финансового сектора бессмысленны для народа и бизнеса?

- Просто внимательно посмотрите приводимые ниже диаграммы. Без комментариев всё ясно. Собираемость налогов падает. Если средний годовой прирост составлял в тенге около 20%, то в 2017 он составил лишь 3%. А в 2018 по заключительным оборотам и вовсе покажет минусовой прогресс. Дефицит бюджета растет, его финансирование идёт из средств Нацфонда и ЕНПФ, а наполнение обоих фондов стремительно падает. Именно с этим связаны налог на бедность (ЕСП), обязательность ОПВ с доходов любых договоров гражданско-правового характера.