Пять институциональных реформ, поставленных перед Казахстаном его лидером накануне последних президентских выборов, вселяют оптимизм и уверенность в завтрашнем дне. Это нестандартный и сильный ответ глобальным и внутренним вызовам. Инициативы Президента вызвали особый интерес и дискуссию экспертов. Известные в стране политологи, экономисты, журналисты и ученые, а следом за ними и представители политических партий дали свою оценку содержанию «100 шагов» и внесли свои предложения. В авангарде этой работы – главная партия страны, которая намерена мобилизовать гражданское общество и внести свой вклад в реализацию плана нации. Что ждать казахстанцам от плана нации? Удастся ли не сбиться с пути и достичь поставленных целей? Об этом мы говорим с первым заместителем председателя партии «Нұр Отан» Бауыржаном Байбек. – Пять приоритетов модернизации для укрепления государственности – это своевременный призыв. Зарубежные эксперты позитивно отзываются об инициативах Президента страны. Председатель правления Сбербанка России Герман Греф, один из самых влиятельных финансистов в российской элите, очень высоко оценил казахстанскую программу преобразований, в том числе как положительный опыт, который стоит перенять России. Он даже признался, что испытал «культурный шок», прочитав план нации. По его словам, этот документ «напоминает программу правительства Сингапура, да и многие страны Европы могли бы позавидовать». Как вы оцениваете готовность нашего государства и всего казахстанского общества к реализации плана нации?
– Для эффективной реализации намеченных реформ в стране уже создан прочный фундамент, имеются все необходимые условия. Отмечу лишь некоторые важные, на мой взгляд, аспекты. Так, по поручению Елбасы в предыдущие годы на основе передового мирового опыта была проведена масштабная административная реформа. В результате этой работы количество политических служащих сократилось в 8 раз. Через формирование корпуса «А» осуществлен переход к профессиональной государственной службе на принципах меритократии.
Благодаря системному развитию экономики значительно выросли возможности регионов. Только за последние 10 лет местные бюджеты увеличились в 5 раз, в том числе трансферты центра – почти в 8 раз.
С началом реализации «Стратегии «Казахстан-2050» впервые в нашей истории состоялись выборы сельских акимов. Сегодня 92 процента всех акимов, непосредственно работающих с населением, избирается. Это повысило подотчетность местной власти, усилило влияние граждан на ситуацию на местах. В рамках расширения полномочий местных исполнительных органов только в прошлом году на места было передано свыше 260 функций.
Значительно выросла роль местных представительных органов. Сегодня маслихаты имеют все рычаги влияния на развитие территорий, избирая местных акимов и представителей регионов в сенат, согласовывая назначение акимов районного, городского и областного значения. Маслихаты вправе выносить вотум недоверия акимам, решать вопросы утверждения бюджета и местных программ, осуществлять контроль расходования средств через подчиненные им ревизионные комиссии.
Когда видишь эти конкретные факты, понимаешь, насколько сегодня реально расширились возможности наших граждан самостоятельно и ответственно решать вопросы местного значения.
Как отметил Глава государства, «сделан еще один важный шаг на пути модернизации политической системы, расширения практики и традиций активного участия казахстанцев в местном самоуправлении».
И как результат политики Елбасы, мы видим рост гражданской активности на местах. Граждане активно отстаивают свои права, выражая свое мнение, создают инициативные группы. Развиваются независимые СМИ, НПО.
Что касается пяти реформ, то они являются логическим продолжением проводимого Елбасы государственного курса, позволившего стране добиться впечатляющих успехов. Их реализация создает институциональную основу для вхождения Казахстана в тридцатку развитых стран. Этот путь проходили все успешные государства. Реформы обеспечат кардинальное улучшение качества жизни простых казахстанцев. Именно поэтому реформы получили высокую оценку зарубежных политиков и экспертов.
Кстати, буквально вчера произошло историческое для нашей страны событие. Казахстан стал членом ВТО. Это признание всеми крупными экономиками мира Казахстана как страны с благоприятным инвестиционным климатом. Как сказал Глава государства, «вступление в ВТО будет способствовать нашей интеграции в мировую экономику, вхождению в тридцатку ведущих стран мира и выполнению плана нации «100 конкретных шагов».
– Что простому человеку дает план нации?
– План нации – это меры по улучшению жизни наших граждан. Есть несколько центральных идей, которые последовательно будут развиваться в рамках реализации «100 шагов». Профессиональный госаппарат на службе народа, транспарентное и подотчетное государство, справедливые суды и прозрачные правоохранительные органы, индустриализация и социально-экономический рост, единство и сплоченность народа – достижение этих задач является серьезным вызовом, требует огромной работы государства, общества и каждого гражданина.
Реформы Елбасы направлены на повышение доверия граждан к государству, расширение гражданских инициатив и общественного контроля, а значит, активизацию и вовлеченность каждого гражданина в принятие важнейших государственных решений.
– По словам Президента страны, государство должно стать подотчетным народу. Люди должны получить доступ к информации, особенно это касается вопросов расходования бюджета.
– Совершенно верно. Эта инициатива Елбасы направлена на то, чтобы власти эффективно исполняли свои обязанности, чтобы поставить заслон коррупции. К примеру, сегодня не все субъекты рынка и институты гражданского общества публикуют годовые финансовые отчеты, несмотря на то, что эта норма прописана в законодательстве. Я считаю, что каждый государственный орган, все вузы, школы, больницы должны публиковать свои бюджеты и финансовые отчеты для обеспечения доверия к своей работе со стороны общества. Тогда контролировать их работу будет общественность в лице студентов, родителей, пациентов, неправительственных организаций и других. Это позволит снять многие моменты, подключить к решению важнейших вопросов само население, общественность.
– Правящая партия готова к такому шагу?
– Сегодня с уверенностью могу сказать, что да. Как вы знаете, реализуя принципы прозрачности и подотчетности, в прошлом году партия опубликовала отчет о своих доходах и расходах, широко обсудив его с экспертами и общественностью. Тем самым мы, как правящая партия, начали с себя, показав пример.
– И в этом году ваша финансовая деятельность будет обнародована?
– Безусловно. Во-первых, это – требование закона. Во-вторых, мы показываем тем самым свою приверженность принципам открытости и подотчетности. Мы также призываем все институты гражданского общества, НПО стать открытыми для общества. Казахстанцы должны знать о том, на какие средства существуют политические партии, неправительственные организации, куда направляются бюджетные средства.
– Партия «Нұр Отан» призывает гражданское общество принять самое активное участие в обсуждении плана нации.
– Для нас важно мнение и предложение каждого казахстанца. Как сказал Глава государства, «реформы требуют непосредственного участия каждого гражданина. Реформы – дело народа, а не только государственной машины».
Чтобы мобилизовать экспертные круги, которые сегодня форматируют общественное мнение и задают тренды, мы инициировали заседание экспертного клуба SarapTime. На дискуссионной площадке более 20 ведущих казахстанских экспертов обсудили общественные механизмы реализации плана нации.
Мы проанализировали и учли все замечания, предложения экспертов. И с этим пакетом предложений вышли на заседание крупнейшей диалоговой площадки – общенациональной коалиции демократических сил «Казахстан-2050». В ее состав входят 6 ведущих политических партий, 18 крупнейших общественных объединений и свыше 500 региональных неправительственных организаций. На заседание мы пригласили спикеров от Национальной комиссии, правительства, депутатского корпуса и экспертного сообщества. Состоялась очень насыщенная и плодотворная дискуссия. Мы обсудили важнейший спектр вопросов, предложили свои рекомендации в реализацию плана нации.
В ходе дискуссии мы не раз говорили о том, что, представляя интересы гражданского общества, мы несем солидарную ответственность за реализацию народных реформ.
Напомню, что в созданный партией «Нұр Отан» республиканский общественный штаб в поддержку Главы государства Нурсултана Назарбаева на последних президентских выборах вошли почти 90 процентов членов общенациональной коалиции демократических сил «Казахстан-2050». В течение месяца представители штаба объехали все области, посетили многие районы и аулы, провели встречи с коллективами свыше 20 крупных промышленных предприятий. Мы побеседовали с более чем 70 тысячами казахстанцев. И мы стали свидетелями огромной народной поддержки курса Елбасы, воочию увидели, как меняется страна, почувствовали огромную созидательную энергию народа, желание сделать страну и свою жизнь лучше.
Полученный Президентом всенародный мандат доверия – это не только благодарность казахстанцев за проводимую все эти годы политику. Это абсолютная поддержка предложенных масштабных реформ. В своей инаугурационной речи Нурсултан Назарбаев отметил, что мы продемонстрировали всему миру силу единства и крепкой сплоченности. Результаты голосования – это прямой мандат народа на немедленное проведение реформ.
Считаю, что все общественные объединения показали высокий уровень политической культуры, объединившись вокруг Лидера Нации во имя процветания нашей Родины.
– Партия «Нұр Отан» только после широкого обсуждения, скажем так, мозгового штурма, в обществе приняла важные документы: политическую доктрину, программу противодействия коррупции до 2025 года. Что это – дань моде или политическая традиция?
– Сегодня после принятия широко обсуждавшихся доктрины, программы противодействия коррупции до 2025 года, после опубликования финансовой отчетности партии могу с уверенностью сказать, что это уже стало хорошей политической традицией. Приглашая на открытую, зачастую очень острую дискуссию, мы ждем, что казахстанцы выскажут свои предложения и критические замечания. Ведь, открыто обсуждая тот или иной вопрос, документ, мы погружаемся в тему, начинаем генерировать новые идеи, предложения. В итоге получаем намного более эффективное решение, нежели то, что имело место на первоначальном этапе, до обсуждения.
Это хорошо было видно на примере обсуждения Программы противодействия коррупции до 2025 года. В ходе широкой общественной дискуссии мы получили свыше 800 конкретных и дельных предложений, которые максимально были учтены в документе. В результате, вобрав новые идеи, предложения, программа изменилась почти на 40 процентов. Могу с уверенностью сказать, что публичное обсуждение программы внесло свой положительный вклад в развитие антикоррупционного сознания граждан.
– Программа противодействия коррупции до 2025 года была принята полгода назад. Мы можем говорить о первых результатах?
– Для оценки такой серьезной программы полгода – это незначительный срок. Надо отметить, что партия приняла масштабный и системный документ. Как сказал Елбасы, принципиальный вопрос политического лидерства – непримиримая антикоррупционная стратегия «Нұр Отана».
Благодаря активной антикоррупционной работе наша страна по индексу восприятия коррупции «Transparency International» улучшила свои позиции на 14 мест, поднявшись со 140-го в 2013 году до 126-го места в прошлом году. Согласно мировому рейтингу Верховенства Закона, Казахстан также улучшил свои позиции на 6 мест, опередив Турцию, Китай и Россию. Идет активная работа по разработке национального индекса восприятия коррупции.
Такой результат, на мой взгляд, стал возможен именно в силу открытого обсуждения этого крайне актуального, злободневного вопроса. К антикоррупционной работе через широкую дискуссию подключилось все общество. Мы видим, как меняется сознание граждан, люди все больше понимают, что эффективная борьба с коррупцией возможна только при условии совместных усилий государства и всего общества, каждого гражданина, а не только работы правоохранительных органов. Это и является залогом успеха в борьбе с коррупцией, что подтверждает и мировой опыт.
В рамках антикоррупционной программы партией реализуется «Дорожная карта» с большим пакетом конкретных предложений, созвучных плану нации. 50 процентов предложений – это законодательные меры, а 40 процентов – достижение конкретных измеримых показателей, в том числе Глобального индекса конкурентоспособности и Всемирного банка.
Для расширения общественного контроля фракция «Нұр Отана» в мажилисе Парламента планирует принять 15 законопроектов, в том числе «Об общественном контроле», «О доступе к информации», «О противодействии коррупции». Закон «Об общественном контроле» необходим для более четкого правового регулирования вопросов контроля гражданского общества за деятельностью госорганов, установления круга полномочий общественных институтов.
В законе «О доступе к информации» будут установлены процедура, объемы и способы ее получения, круг обязанностей пользователей, что позволит обеспечить максимальный доступ каждому гражданину к необходимой ему информации.
Партией также разработан новый закон «О противодействии коррупции», ориентированный на профилактику и предупреждение.
В 2017 году планируется принять закон, предусматривающий декларирование доходов и расходов государственных служащих.
С принятием этих законов будет обновлена правовая база противодействия коррупции, обеспечены открытость, прозрачность и подотчетность государственных органов, национальных компаний и их должностных лиц, а также расширены возможности участия общественных организаций и отдельных граждан в противодействии коррупции.
Добавлю, что сегодня благодаря общественным приемным вплоть до районного уровня, «электронной партии» «Нұр Отан» получает объективную информацию напрямую от народа.
– Все это, конечно, хорошо, но, думаю, что в вопросах коррупции партия должна начать с себя. Бывают случаи, когда члены партии, далеко не рядовые чиновники, оказывались, мягко говоря, в неблаговидных ситуациях, участниками конфликтов и скандалов. Как партия борется за чистоту своих рядов?
– Спасибо за хороший вопрос. Скажу сразу, мы не прячемся, не пытаемся скрыть негативные факты. Сегодня партия «Нұр Отан» – это крупнейшая партия страны. В ее рядах 850 тысяч казахстанцев, которые желают изменить жизнь к лучшему и имеют для этого энергию, навыки, знания. Члены нашей партии – люди разных возрастов, профессий и социального статуса. Но всех их объединяет желание улучшить страну, быть настоящими патриотами своей Родины.
Партия принципиально заинтересована в морально-этической чистоте своих рядов, бороться с неблаговидными деяниями отдельных партийцев независимо от статуса и занимаемой должности. Общественность должна знать: ни один из фактов нарушения партийной дисциплины, норм закона не должен оставаться вне нашего внимания. Поэтому по каждому факту мы тщательно разбираемся. За все доказанные нарушения партийцы должны нести ответственность. Вы знаете, в прошлом году за различные проступки, которые не согласуются с уставом, из партии были исключены 25 тысяч человек. И это подняло авторитет партии, значительно повысив доверие простых граждан к нашей работе. Этот курс будет продолжен.
В данный момент в соответствии с уставом и доктриной партии разработан проект кодекса этики члена партии «Нұр Отан». Он основан на принципах уважения и соблюдения Конституции, законов и нормативных правовых актов. Главной целью кодекса является закрепление морально-нравственных эталонов поведения, укрепление казахстанского патриотизма, партийной дисциплины и повышение доверия к партии со стороны общества.
Согласно этому документу члены партии должны руководствоваться принципами законности, беспристрастности и справедливости. «Нуротановцы» должны быть патриотами страны и защищать ее интересы, повышать авторитет партии, не допускать дискредитирующих действий.
За нарушения норм кодекса предусмотрена достаточно жесткая ответственность, в том числе исключение из партии.
В связи с тем, что нормы кодекса затрагивают каждого члена партии, проект опубликован на сайте партии. После этого кодекс будет доработан и внесен на утверждение бюро политического совета партии.
Источник: Литер