По всему миру правительства судятся с нефтяниками и национализируют скважины и вышки, полагая, что смогут добывать лучше, больше, быстрее и с меньшим ущербом для экологии. Закончится все это плохо, уверены эксперты Chatham House, отрасль сегодня больше зависит от технологий, чем от ресурсов, а хозяева технологий - международные ТНК - устали от дерготни и причуд туземных царьков

 

Высокие цены на нефть и быстрорастущий мировой спрос расширили географию нефтедобычи: сегодня международные нефтяные компании инвестируют не только в Австралию, Чили или Канаду, но и в новичков на на ресурсном рынке, вроде Мозамбика или Монголии.

 

Миллиарды долларов, вложенные в отсталые страны, о существовании которых экономическая география не вспоминала со времен борьбы с колониализмом, принесли добывающим компаниям не только сверхприбыли и благодарность местных правительств. Вместе с доходом они получили претензии властей, экологических организаций и общественности. Ожесточенные споры перерастают в длительные и громкие судебные процессы, которые заканчиваются отказом от участия в проектах или их национализацией.

 

Все эти новые риски - экологические, суверенные и так далее - несколько выбили нефтяников из седла. Им надоели капризы хозяев ресурсов, а значит, глобальной нефтяной лихорадке пришел конец, уверены Пол Стивенс, Яакко Коороши, Глада Лан и Бернис Ли из Chatham House.

 

 

Добыча не поспевает за исками

 

Чтобы доказать свою правоту, эксперты проанализировали данные по международным арбитражным делам в добывающих отраслях. Выяснилось, что напряженность в отношениях между правительствами и компаниями действительно росла вместе с повышением цен на нефть и газ. С 2001 по 2010 год число арбитражных споров вокруг месторождений нефти и газа увеличилось более чем в десять раз по сравнению с предыдущим десятилетием, добыча за это время увеличилась всего в четыре раза.

 

 

Арбитражная база данных Chatham House основана на записях арбитражных комиссий, в том числе Международного центра по урегулированию инвестиционных споров Всемирного банка и Международной торговой палаты. Она содержит сведения о 182 конфликтах вокруг нефти, газа, добычи полезных ископаемых и электроэнергии с 1973 по 2010 год. Часть споров не доходят до этого этапа, так что, скорее всего, речь идет только о верхушке айсберга.

 

 

Краткая история "ресурсного национализма"

 

В 1970-х после завершения колониального периода в истории большинства стран третьего мира, "ресурсный национализм" стал популярен во многих нефтяных странах. Им на руку был кризис нефтяных поставок с Ближнего Востока, который поднял цены на нефть на небывалую высоту.

 

В 1980-х цены опять снизились, мелкие нефтяные диктатуры пошли на приватизацию нефтяной "кормилицы", сама концепция "ресурсного национализма" вышла из моды и из оборота.

 

Как только в 2000-е годы цены на сырье снова стали расти, многие страны вспомнили про свой идеологический багаж и бросились во все тяжкие. Они разрывали соглашения с нефтяниками, арестовывали их активы и наперегонки создавали госкомпании в нефтяной отрасли.

 

В апреле 2012 года правительство Аргентины частично национализировало компанию YPF, крупнейшего производителя нефти в стране. Власти заявили, что компания Repsol, испанский владелец YPF, плохо работала и слишком медленно наращивала добычу, правительству пришлось покупать иностранную нефть, это спровоцировало финансовый кризис.

 

Так возродилась концепция "ресурсного национализма". С 1990 по 2000 год было зарегистрировано 12 арбитражных исков к добывающим компаниям, между 2001 и 2010 годами их было уже 87: 65 в нефтяном секторе и 22 - в горнодобывающем.

 

Выяснилось также, что нефтяные споры возникали как в развивающихся и бедных странах, так и в развитых. В 2010 году в Австралии разразился скандал: правительство решило ввести супер-налог на прибыль. Сегодня правительство США все еще судится с ВР по поводу разлива нефти в Мексиканском заливе.

 

 

Нефтяников никто не любит

 

Все конфликты вокруг нефти можно поделить на несколько групп:

 

  • Конфликты между государством и компаниями из-за того, что власти хотят национализировать источники ресурсов, как в истории с аргентинской YPF.
  • Споры между компаниями и местными жителями: они вспыхивают из-за несоблюдения земельных прав, выплаты компенсаций и переселения. Пример - конфликт компании Shell с жителями дельты реки Нигер.
  • Иногда конфликты возникают из-за недоверия властей к новым технологиям. Сегодня политический запрет по-сути парализовал добычу сланцевого газа в Великобритании, Германии и Польше.
  • Экологические проблемы. Вокруг шахты Теда в Новой Гвинее много лет шли дебаты, связанные с выбросом отходов добычи в реку. Компания BHP получила коллективный иск и вынуждена была перечислить огромную сумму в фонд развития в качестве компенсации. По состоянию на январь 2013 года, в общей сложности 135 горнодобывающих проектов на сумму $7,5 млрд. были остановлены в Перу министерством охраны окружающей среды.
  • Споры между участниками проекта, которые не могут поделить зоны ответственности. Они часто возникают при авариях и вынужденной выплате экологического ущерба. Разлив нефти в Мексиканском заливе рассорил ВР, компанию Halliburton, проводившую цементирование скважины, и владельца платформы - компанию Transocean, которая сдала ее в аренду ВР в 1996 году.

 

 

 

Властям нужны только деньги

 

Компании и государства часто разрешают споры без подачи исков путем пересмотра существующих договоренностей. И тогда выигрывает тот, у кого больше власти и денег.

 

Типовые контракты 1990-х годов сегодня не отражают реалий ценового бума. По данным Всемирного банка, более 30 стран пересмотрели нефтяные контракты или даже фискальные режимы добычи полезных ископаемых между 1999 и 2010 годами.

 

В горнодобывающей промышленности 25 правительств объявили о повышении или уже повысили налоги или роялти в 2010-2011 гг. Как правило, есть три причины изменить договор:

 

  • Резкое изменение цен на сырье подрывает легитимность существующих контрактов.
  • Идеологические сдвиги и политические пертурбации часто приводят к пересмотру условий сделок.
  • Иногда сами добывающие компании начинают испытывать трудности с доступом к ресурсам или технологиям и отказываются от участия в проекте, а правительства не хотят их отпускать.

 

Инвесторы устали от капризов властей

 

Экономисты уверены, что правила, по которым добывающие компании работают в странах-производителях, в будущем кардинально изменятся, поскольку рынки остаются нестабильными, и многие богатые ресурсами страны до сих пор не решили, как управлять своими ресурсами. В ряде государств, особенно в странах Африки южнее Сахары, ожидается смена власти, новые руководители наверняка установят новые требования к сектору.

 

Крупные инвесторы уже объявили "забастовку капитала" из-за растущей неопределенности. Это серьезная опасность для некоторых стран, бюджет которых построен на нефтяных инвестициях и экспорте сырьевых ресурсов, в том числе для России. Правительства со своей стороны будут требовать, чтобы компании придерживались своих амбициозных графиков развития и поставят их перед выбором - "use-it-or-lose-it" - используй или отдай.

 

Эра легких денег для нефтяных режимов закончилась, уверены экономисты. Теперь государствам и компаниям нужно перестать ссориться и вместе установить простые и понятные правила добычи нефти и других ресурсов.

 

 

России ничего не поможет. Реформы разве что

 

У России в отношениях с международными нефтяными компаниями особый путь. Повышение качества управления и помощь общественных организаций тут не помогут. Самая большая и самая богатая страна-нефтеэкспортер должна для начала выбрать четкую стратегию развития нефтянки и показать инвесторам, что готова придерживаться ее не на словах, а на деле.

 

  • Процесс приватизации нефтяного сектора в 1990-х был хаотичным и непрозрачным, но хаос в действиях правительства России в энергетическом секторе сохранился до сих пор, уверены эксперты Chatham House.
  • В результате приватизации Россия стала аномалией: главная нефтедобывающая страна мира, в которой нефтяной сектор находился в частных руках.
  • С момента расчленения ЮКОСа и образования "Роснефти" структура собственности нефтяной промышленности России снова начала склоняться к государственной.
  • В газовой отрасли, в отличие от нефтяной, наоборот, происходит либерализация рынка. По данным "Газпрома", независимые производители добывают 25% процентов от общего объема газа для внутреннего потребления.
  • В горнодобывающем секторе государство показывает, что не стремится создать государственную монополию, но в 2006 году "Рособоронэкспорт" (ныне ГК Ростехнологии) купила титано-магниевый комбинат ВСМПО-Ависма.
  • Экономисты считают, что стратегического видения будущего добывающих отраслей в России нет. Действия властей противоречивы и отражают борьбу за политическую и экономическую власть между разными группами в элите.

 

Нерешительность и неопределенность пугают иностранных инвесторов, а они сегодня очень нужны: открытые еще в советское время месторождения начинают истощаться. Источником добычи нефти в России будут недра Ямала, Восточной Сибири и Сахалина - это дорогостоящие и технически сложные для разработки месторождения, а у российских компаний пока нет ни технологий, ни доступа к дешевому капиталу.

 

 

Финмаркет