Основной риск для компаний глобальной металлургической отрасли связан со снижающейся производительностью: этой проблеме присвоен высший рейтинг в ежегодном исследовании EY "Бизнес-риски в металлургической отрасли 2014-2015" (Business risks facing mining and metals 2014-2015).

 

Майк Эллиотт, руководитель международного направления по оказанию консультационных услуг предприятиям горнодобывающей и металлургической отраслей, комментирует:

 

"После десятилетнего снижения производительности, обусловленного развитием отрасли в условиях стремительного роста спроса на сырьевые товары, сектору необходима масштабная трансформация для полноценного восстановления". В прошлом году риску, связанному с низкой производительностью, было присвоено 2-е место, в 2012 г. – 4-е.

 

Майк Эллиотт отмечает:

 

"Руководители компаний осознают, что восстановление уровня производительности и ее дальнейшее повышение имеют критически важное значение в долгосрочной перспективе и потребуют реализации комплексных мер в масштабах всего предприятия".

ероприятия, направленные исключительно на снижение затрат, не позволят добиться необходимого повышения производительности в долгосрочной перспективе. Прошедший суперцикл изменил корпоративную стратегию горнодобывающих компаний таким образом, что все их бизнес-процессы, мероприятия в области повышения эффективности и совершенствования корпоративной культуры направлялись исключительно на обеспечение роста. Данная трансформация произошла стремительно и незаметно, причем для обратного процесса потребуются более радикальные меры.

 

Второй по значению риск связан с распределением капитала и получением доступа к его источникам. Год назад этот риск занял 1-е место. Третьим по значению риском стал рост социально-экологических требований, предъявляемых горнодобывающим предприятиям (4-е место в прошлом году). Новый риск в исследовании – получение доступа к источникам пресной воды и электроэнергии.

 

Всего в 2014 г. выделено 10 стратегических бизнес-рисков в глобальном металлургическом секторе:

- Производительность (2-е место в 2013 г.)

- Инвестированный капитал: распределение и доступность (1-е место)

- Рост социально-экологических требований (4-е место)

- "Ресурсный национализм" (3-е место)

- Капитальные инвестиции (7-е место)

- Волатильность цен и валютных курсов (6-е место)

- Наличие инфраструктуры (9-е место)

- Распределение доходов (8-е место)

- Привлечение квалифицированных специалистов (5-е место)

- Доступность источников пресной воды и электроэнергии (новый)

 

Распределение и доступность источников капитала вновь вошли в число основных бизнес-рисков

 

Риск, связанный с распределением и доступностью капитала, снизился и занял 2-е место (первая позиция в прошлом году). Это произошло благодаря мерам, принятым компаниями для его нивелирования. Крупнейшие отраслевые игроки добились прогресса в области управления капиталом и его оптимизации после масштабных списаний стоимости активов в отчетности 2013 г.

 

При этом за прошедший год положение средних и небольших компаний сектора практически не изменилось: многие юниорские компании и компании, ведущие геологоразведку, продолжали испытывать нехватку оборотных средств и боролись за свое существование.

 

По мнению Евгения Хрусталева, руководителя группы по оказанию услуг предприятиям горнодобывающей и металлургической отраслей в России и СНГ, доступ к рынкам капитала является основным риском для компаний российского сектора.

 

На 2-м месте инфраструктурный риск, связанный с отсутствием ж/д мощностей, портовой инфраструктуры, автодорог. Российские компании, согласно заявлениям г-на Хрусталева, также обозначили волатильность цен и обменного курса и рост тарифов естественных монополий в качестве существенных рисков для горнодобывающих и металлургических компаний России. Приоритетом для компаний сектора в России будет повышение производительности и сокращение затрат.

 

Императивом является получение социальной лицензии на производство

 

Комментирует Майк Эллиотт:

 

"Получение социальной лицензии неизменно входит в число основных рисков отрасли: в этом отношении текущий год не стал исключением. Количество и величина проектов, реализация которых отложена либо остановлена по требованию местного сообщества и защитников окружающей среды, продолжает увеличиваться".

 

"Организации более не могут надеяться на то, что согласие местного сообщества и заинтересованных сторон будет постоянным. Для повышения устойчивости бизнеса компаниям необходимо учитывать в своих стратегических планах развития меры, направленные на получение и удержание социальной лицензии".

 

Пики и спады ресурсного национализма

Несмотря на снижение цен на сырьевые товары, сохраняются проявления ресурсного национализма в странах, стремящихся увеличить доход от металлургической отрасли. С одной стороны, ряд стран, например Казахстан и Вьетнам, изменили налогообложение отрасли для повышения инвестиционной привлекательности в условиях сокращения инвестиций.

С другой стороны, есть страны, например Индонезия, Южно-Африканская Республика и Зимбабве, которые ввели требования об обязательном обогащении полезных ископаемых и увеличении государственного участия.

 

Майк Эллиотт отмечает:

 

"Металлургическим компаниям следует продолжить работу по разъяснению правительствам влияния ресурсного национализма на принятие инвестиционных решений: будь то повышение налогов, введение требований об обогащении полезных ископаемых внутри страны либо иных. Они должны показывать преимущества, которые дает местному сообществу горная промышленность, и что увеличение затрат на ведение бизнеса может усложнить получение таких преимуществ в будущем".

 

Капитальные инвестиции

 

Хотя на публичных рынках капитала еще не сформировался спрос на инвестиции в сектор, металлургические компании, тем не менее, ведут подготовку к привлечению инвестиций (IPO), поскольку в ближайшее время многим компаниям потребуется воспроизведение ресурсной базы и на сырьевых рынках начнется восстановление цен как неизбежный процесс смены отраслевого цикла.

 

Говорит Майк Эллиотт:

 

"Горнодобывающие компании не хотят повторять ошибки, которые были сделаны в период суперцикла; советы директоров требуют повышения эффективности управления капиталом, чтобы не допустить появления старых проблем. Поскольку начинает ощущаться недостаток сырьевых товаров и новым инвестициям дают зеленый свет, руководство компаний будет уделять повышенное внимание вопросам управления данным риском".

 

Доступность источников пресной воды и электроэнергии

 

Получение доступа к источникам пресной воды является важной частью производственной деятельности металлургических компаний. Не являясь ключевым риском в предыдущие годы, ограниченный доступ к пресной воде и электроэнергии стал одним из основных препятствий для дальнейшего развития предприятий согласно исследованию 2013 г.

 

Рост тарифов на электроэнергию и усиление конкуренции за источники пресной воды во многих странах, ведущих добычу полезных ископаемых, в частности Перу, Южно-Африканской Республике и Монголии, оказывают все большее влияние на затраты и способность компаний вести производственную деятельность. Именно поэтому данный риск был включен в первую десятку рейтинга.

 

В 2013 г. глобальные расходы горнодобывающих компаний только на инфраструктуру водоснабжения составили $11,9 млрд. Расходы по данной статье выросли на 250% по сравнению с 2009 г. Увеличились тарифы и на электроэнергию. Данный показатель вырос на 260% с 2000 г.

 

Майк Эллиотт добавляет:

 

"Прогнозируемое увеличение спроса на электроэнергию на 36% к 2025 году и снижение качества добываемой руды повышают риск, связанный с доступностью источников пресной воды и электроэнергии. Рост тарифов на электроэнергию и их волатильность также повышают данный риск. Устойчивое управление затратами является приоритетной задачей. Мы ожидаем более интенсивного использования возобновляемых источников электроэнергии по мере снижения их стоимости, особенно в удаленных районах".

 

Нехватка источников пресной воды является вопросом, требующим стратегических и оперативных мер. Компании, управляющие водоснабжением с учетом стратегических рисков, получат в будущем ощутимые преимущества.