Похоже, в Казахстане проходит время легких нефтяных доходов и наступает период, когда необходимо прилагать намного больше усилий, чтобы заработать на продаже черного золота. Запасы углеводородного сырья истощаются, а новые месторождения не открываются. Государству придется провести реформу, чтобы не потерять отрасль, которая приносит более 20% ВВП страны. Об этом шла речь на расширенном совещании по вопросам развития нефтегазовой отрасли, прошедшем в Атырау.
Не фонтан
По данным Министерства энергетики РК, с 1991 года, то есть с момента обретения независимости и по сегодняшний день, в Казахстане извлечено 1,5 млрд т нефти и 740 млрд куб. м газа, а общий объем поступлений в Национальный фонд от нефтегазовой отрасли составил 31,6 трлн тенге. За прошедшие 28 лет уровень добычи нефти вырос в 3,5 раза: с 25 млн т в 1991 году до 90 млн т в 2018-м. При этом пополнение запасов очень низкое и большинство месторождений находятся на поздней стадии разработки.
«Например, в Кызылординской области ежегодно наблюдается уменьшение добычи нефти на 1 млн т. В среднесрочной перспективе ожидается сокращение добычи в Актюбинской и Мангистауской областях», – сообщил министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев. По его словам, в настоящее время баланс Казахстана составляет 4,5 млрд т нефти и 1,6 трлн куб. м газа, основная часть которых находится в Атырауской и Мангистауской областях. Из них 79% приходится на месторождения Тенгиз, Кашаган и Карачаганак.
«С начала независимости мы извлекли 1,4 млрд т нефти, а прирост запасов составил 2,1 млрд т. При этом коэффициент прироста составляет 1,5. Этот показатель может показаться высоким, однако он достигнут благодаря Кашагану. Без него коэффициент составил бы 0,9%», – пояснил министр.
К 2025 году ежегодный объем добычи нефти должен составить 105 млн т. До 2030 года производство будет расти благодаря проекту расширения ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) и дальнейшему увеличению добычи на Кашагане. Затем последует умеренное снижение.
Между тем, как отметил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, процент извлечения нефти в стране остается на уровне 30–35%, что в 2 раза ниже по сравнению с развитыми нефтедобывающими странами.
«Понятно, что эта проблема требует вложений больших инвестиций и научно-технических исследований. Поэтому нужна эффективная система экономического стимулирования. В связи с этим поручаю правительству до конца текущего года совместно с нефтегазовыми компаниями разработать и утвердить дорожную карту по повышению коэффициента извлечения нефти», – сказал глава государства.
Разведка боем
По данным Магзума Мирзагалиева, основная часть зрелых месторождений обеспечивает большую занятость населения, поэтому уже сейчас необходимо активизировать геологоразведку. Так как между открытием и запуском нового месторождения проходит не менее 10–15 лет. Он отметил, что в Казахстане имеются значительные перспективы для новых открытий.
Геологами выделено 15 осадочных бассейнов с прогнозными ресурсами условного топлива до 130 млрд т. Степень изученности осадочных бассейнов ресурсов разная. Например, на территории пяти освоенных бассейнов – Прикаспийского, Устюрт-Бозащинского, Мангышлакского, Южно-Тургайского и Зайсанского – необходимо провести исследования на более глубоких горизонтах. Для этих целей можно выделить деньги из госбюджета и стараться привлечь средства инвесторов.
На территории малоизученных бассейнов – Северо-Тургайского, Прииртышского, Аральского, Сырдарьинского и Шу-Саксуйского – в силу высокого риска исследование необходимо проводить за счет государства. Министр со ссылкой на мнение геологов сказал, что необходимо дополнительно изучать глубокие подсолевые горизонты прибортовой части Прикаспийского бассейна, где располагаются такие крупные месторождения, как Кашаган, Тенгиз, Жанажол, Кенкияк, Карачаганак и Чинаревское. «Именно там имеется значительный потенциал для крупных открытий», – отметил г-н Мирзагалиев.
Сейчас Министерство экологии, геологии и природных ресурсов совместно с Министерством энергетики и АО «НК «КазМунайГаз» приступило к разработке программы геологической разведки на 2021–2025 годы, где будут указаны площади перспективных участков и необходимые финансовые ресурсы. «В программе особое внимание будет уделено развитию геологической науки с упором на научное сопровождение региональных поисково-разведочных работ, восстановлению материально-технической базы, укреплению связи науки с производством», – рассказал Магзум Мирзагалиев.
Он предлагает определить Институт геологических наук имени Каныша Сатпаева национальным оператором по геологической науке, который будет привлечен для проведения научных исследований.
Нефть, газ и химия
Тем временем одним из наиболее эффективных способов использования углеводородного сырья считается развитие нефтегазохимической отрасли.
«Объем мирового рынка нефтегазохимической отрасли достиг $2 трлн и продолжает расти. Экономический рост до 2050 года вызовет, по прогнозам Международного энергетического агентства, увеличение производства первичной продукции нефтехимии в мире на 60%», – говорит председатель правления АО «ФНБ «Самрук-Казына» Ахметжан Есимов.
По его данным, стоимость полиэтилена низкой плотности и готовых изделий из него в 10–20 раз выше стоимости исходного сырья.
К тому же волатильность цен на полимеры в разы ниже, чем на нефть и газ, что обеспечивает более прогнозируемую экспортную выручку. Инвестиции в нефтегазохимию в среднем дают четырехкратный мультипликативный эффект на каждый вложенный тенге.
«Из-за отсутствия таких производств мы попросту теряем большую часть ценнейших компонентов природного газа, таких как этан, пропан и бутан, которые идут на экспорт по цене метана», – говорит глава «Самрук-Казына». Он приводит в пример Саудовскую Аравию, где участникам нефтехимических проектов предоставляются налоговые каникулы в течение 10 лет. А в соседнем Узбекистане отменены таможенные пошлины на ввоз технологического оборудования локализуемой продукции нефтехимии.
Спикер отметил, что в Казахстане на Атырауском НПЗ введен комплекс по производству ароматических углеводородов с ежегодной мощностью до 133 тыс. т бензола и 496 тыс. т параксилола, являющихся базовым сырьем для развития нефтехимии.
Сейчас на территории CЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» (НИНТ) в Атырауской области реализуются два якорных проекта по производству полипропилена и полиэтилена суммарной мощностью 1,7 млн т в год, стоимостью $9,1 млрд.
В настоящий момент на проекте по производству полипропилена заказано все основное оборудование, завершена забивка свай, ведутся фундаментные работы. В этом году будет запущена газотурбинная станция, а в 2020 году – установка по очистке воды. Ввод в эксплуатацию завода запланирован на середину 2021 года.
По проекту строительства завода по производству полиэтилена сейчас совместно с австрийской компанией Borealis разрабатывается ТЭО. Ключевой вопрос сегодняшнего дня – подписание инвестиционного соглашения между правительствами Казахстана и ОАЭ, ускорить который порекомендовал президент Токаев.
Нефть и сервис
Между тем, по мнению главы государства, необходимо усилить контроль над реализацией нефтегазовых проектов, поскольку нефтесервисная индустрия способна стать одним из драйверов роста и диверсификации экономики.
«Увеличивая добычу нефти и газа, мы должны создавать современный нефтесервисный кластер по примеру Норвегии, где доходы от нефтесервиса превысили доходы от экспорта углеводородов», – сказал Касым-Жомарт Токаев. Он считает, что развитие нефтесервиса даст толчок развитию отечественного малого и среднего бизнеса, созданию продуктивных и квалифицированных рабочих мест, локализации производств с высокой добавленной стоимостью.
«Сегодня по проектам трех крупных операторов – ТШО, НКОК и КПО – доля местного производства составляет 34%, а по товарам не превышает 7%. Между тем объем закупок данных компаний составляет 4,6 трлн тенге и около 80% от закупок по всей отрасли», – отметил президент РК.
По его данным, основная часть инжиниринга и строительно-монтажных работ по-прежнему выполняется зарубежными компаниями. Правительству поручено усилить работу по увеличению поставок отечественных товаров и услуг нефтегазовым компаниям. Прежде всего следует увеличить количество местных компаний в инжиниринге и строительстве модульных конструкций. Если необходимо, то нужно внести соответствующие изменения в законодательство.
«Я призываю нефтегазовые компании активнее привлекать местные казахские компании и местных казахских специалистов на проекты», – заключил президент Токаев.
Источник:: Курсив