По состоянию на конец 2018 объем розничной торговли через оценивался в 269 млрд тенге, совокупный прирост за год составил более 35%. Доля онлайн-торговли от общего объема торговли составила всего 1,4%. Между тем, общемировой тренд свидетельствует об опережающих темпах роста цифровой торговли, вытесняя традиционную торговлю. Прогноз общего мирового прироста рынка онлайн-торговли составляет 11% в год, говорится в информационном сообщении компания АСТ Казахстан.
В документе отмечается: аналитика по рынку е-commerce достаточно разрознена, отсутствует совокупный взгляд на те процессы, которые влияют на рынок онлайн торговли, а также его формируют. В открытом доступе есть данные официальной статистики от МНЭ РК (приведенные выше), Нацбанка, однако, их недостаточно для формирования, понимания, оценки рынка, выбора ниш.
В июле 2019 компания опросила жителей Алматы – респондентам были заданы вопросы, связанные с покупкой товаров и услуг через интернет. При этом респондентам пояснялось следующее значение «покупок через интернет» – это выбор товара/услуги, формирование заказа на покупку в интернете, выбор способа оплаты (наличной или безналичной оплатой) и доставки заказа.
По данным результатов исследования 39% опрошенных не совершали покупки в интернете за последний год. Среди респондентов, не совершавших онлайн-покупки, превалируют респонденты в возрасте от 45 лет и старше, при этом различия по половому признаку минимальны - доли мужчин и женщин, не совершавших покупки через интернет, сопоставимы.
Среди респондентов, совершавших онлайн покупки, 15% совершают их 1 раз в неделю и чаще, 28% респондентов сообщили, что совершают покупки в интернете от одного до нескольких раз в месяц. 15% - один раз в 2-3 месяца, 42% - один раз в полгода и реже.
Респонденты чаще всего совершают следующие покупки через интернет (топ 5 категорий):
- Одежда - 39%
- Товары для дома - 35%
- Еда - 18%
- Комплектующие для машин - 16%
- Косметика - 15%.
Женщины активнее покупают через интернет одежду и косметику, мужчины –комплектующие для машин. По прочим категориям из топ-5 различий по половому признаку не идентифицируются.
Говоря о важных критериях при совершении покупки через интернет магазин, респонденты отметили следующие аспекты, на которые обращают внимание:
- Наличие доставки - 43%
- Удобство оплаты (быстрота и надежность) - 23%
- Отзывы - 23%
- Стоимость - 22%
- Способ оплаты - 18%
- Возможность примерки (в случае магазинов одежды) - 16%
- Сам продукт/бренд - 12%
- Возможность быстрого возврата товара - 11%
- Удобный интерфейс сайта - 11%
- Возможность быстрого возврата денег при возврате товара - 10%.
Для оплаты за товары и услуги через интернет-магазин 71% респондентов, совершавших онлайн покупки, расплачиваются при помощи банковской карты, 33% - наличными, 16% - электронными кошельками (сумма процентов не равна 100%, поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа).
Исследование проведено в июле 2019 среди населения Алматы по выборке, репрезентирующей население города. Соблюдено полово-возрастное квотирование согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК. Опрос произведен методом телефонного интервью, объем выборки N=402 респондента. Ошибка выборки не превышает 4,9% при доверительном интервале 95%.
Источник: forbes.kz