Темпы роста производства оказались меньше, чем в предыдущие годы. Это может говорить о приближении рецессии.

Похожее изображение

Казахстанская промышленность заканчивает 2019 год ростом. По итогам января-ноября индекс промышленного производства (ИПП) составил 3,6%. Однако темпы роста снижаются уже третий год. Так, за 11 месяцев 2017 года ИПП в республике увеличился на 7,3%, в 2018 – на 4,5%. Кстати, причиной более сильного роста в предыдущие годы послужил эффект низкой базы: промышленность не столько развивалась, сколько восстанавливалась после кризисных 2015-16 годов

Промышленность в регионах

Рост производства по итогам января-ноября отмечается в 15 из 17 регионов. При этом в трех из них ИПП увеличился как минимум на 10%.

  • В Шымкенте – на 16,4%. В основном за счет роста производств хлопкового масла, безалкогольных напитков, бензина, керосина, дизельного топлива, сжиженного пропана и бутана
  • В Костанайской области – на 15,4%. Тут увеличилась добыча железорудных окатышей и золотосодержащих руд, возросло производство прутков и стержней из стали, золота, зерноуборочных комбайнов, легковых и грузовых автомобилей
  • В Нур-Султане – на 11,7%. В столице выросло производство безалкогольных напитков, труб из пластмасс, преформ, аффинированного золота и железнодорожных локомотивов

Регионами, в которых произошло снижение производства, стали Западно-Казахстанская и Кызылординская области.

  • В первом случае снижение добычи газового конденсата привело к сокращению ИПП на 6,6%.
  • Во втором причиной падения производства (на 10,7%) стало сокращение добычи нефти.

Обработка растет быстрее добычи

Таким образом, в регионах-лидерах рост произошел за счет обрабатывающей промышленности, а снижение показателей аутсайдеров связано с падением добычи сырья. Это нашло отражение и в республиканской статистике. Обрабатывающая отрасль развивается быстрее добывающей: индексы промышленного производства составили 3,8% и 3,7% соответственно. Впрочем, это довольно привычная тенденция: за 6 последних лет 5 раз показатели обработки были выше. Но это совсем не значит, что Казахстан стал избавляться от сырьевой зависимости

В целом в горнодобывающей промышленности увеличилась добыча руд цветных металлов (117,5%), а также возросли объемы оказанных технических услуг (119,9%). С другой стороны, добыча сырой нефти увеличилась всего на 0,2%. Угольная промышленность вовсе переживает спад: падение уровня добычи (без учета концентрата) составило 2,5%.

В обрабатывающей промышленности возросло производство продуктов питания (101,2%), напитков (113%), продукции нефтепереработки (106,2%), основных благородных и цветных металлов (106,8%) и машиностроения (119,2%). При этом снизилось производство табачной продукции (94,6%), электроники (84,4%), снизились показатели и черной металлургии (97,2%).

В электроснабжении, подаче газа, пара- и воздушном кондиционировании индекс промышленного производства составил 101,9%, в основном за счет увеличения объемов производства, передачи и распределения электроэнергии на 4,6%. В водоснабжении, канализационной системе, контроле над сбором и распределением отходов ИПП составил 103,9%.

 Лучшие результаты – в машиностроении

Выпуск 55 наименований продукции по сравнению с предыдущим годом увеличился как минимум на 20%. По 22 из них рост производства составил не менее 50%, а по целому ряду наименований объем выпуска вырос вдвое и даже больше.

Быстрее всего увеличивается производство железнодорожных и трамвайных вагонов: по официальной информации, за 11 месяцев их собрано 57 единиц, тогда как за 11 месяцев 2018 года – всего 6. Однако тут есть вопросы.

В ежемесячных бюллетенях Комитета по статистике, производство вагонов отмечено лишь дважды. В июле было собрано 25 единиц, в октябре – 23. То есть неизвестно, откуда взялись еще 9 штук. Также непонятно, когда конкретно были произведены вагоны в 2018 году, так как с 2015 по июль 2019 в бюллетенях данных по ним нет.

Но даже если не учитывать это направление, машиностроение в 2019 году подарило больше всего видов продукции с сильным ростом производства. Объем выпуска грузовиков вырос в 3,8 раз (более 3,7 тыс. ед.), автобусов – в 3 раза (966 ед.), тракторов – в 2,6 раза (860).

Худшие — тоже в машиностроении

Интересно, что и среди видов продукции, производство которых заметно упало, также лидирует машиностроение. За 11 месяцев в республике выпущено 104 грузовых вагона. Годом ранее было более 1,4 тыс. С января по апрель 2019 был собран всего 1 вагон. С августа по октябрь включительно – 13. И это при том, что за 9 месяцев на внутреннем рынке было реализовано 2 243 единицы, большинство из которых составляет импорт. В 5 раз сократилось и производство локомотивов: за 11 месяцев собрано всего 5 штук.

Значительно меньше в Казахстане стали шить одежды для грудных детей. За 11 месяцев в республике было произведено вещей на 24,4 млн тенге против 167,7 млн годом ранее. С показателями импорта это даже близко не сравнится: только с января по сентябрь включительно в республике было завезено одежды для грудничков на 5 млрд тенге. На тот момент на долю казахстанских производителей приходилось всего 0,4% рынка.

Среди направлений добывающей промышленности стоит отметить падение добычи свинцовых концентратов. За 11 месяцев объем производства составил 170,3 тыс. тонн. Это почти наполовину меньше, чем годом ранее.

Всего же за год снизились объемы производства по более чем 120 видам продукции. В большинстве случаев снижение оказалось незначительным, однако примерно по 40 видам снижение составило не менее 20%.

Источник stanradar.com