В середине декабря российские СМИ со ссылкой на данные Центробанка РФ сообщили о падении в третьем квартале этого года денежных переводов физических лиц из России сразу на 12,1%, что в условиях постоянного нарастания иммиграции из стран СНГ в последние годы выглядит довольно необычно. Однако на самом деле причина этого падения с динамикой миграционных потоков никак не связана.
Сокращение денежных переводов в третьем квартале 2019 г. затронуло лишь тех физических лиц, которые относятся к числу нерезидентов (постоянно зарегистрированных и проживающих в другой стране), которые являются гражданами вполне определенной группы стран. Что касается денежных переводов в остальные страны СНГ, то в третьем квартале они продолжили бурный рост, который отражает продолжающееся нарастание трудовой иммиграции из азиатских республик.
Табл. 1
Статистика денежных переводов физических лиц из России в третьем квартале 2018 и 2019 гг. (по данным Центрального банка РФ)
Как свидетельствуют данные Центробанка РФ (табл. 1), в третьем квартале 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. общий объем денежных переводов физических лиц в страны СНГ не только не сократился, но даже немного увеличился (на 1%). При этом объем денежных средств, переведенных из России за границу резидентами (лицами, имеющими гражданство или вид на жительство в России), за третий квартал вырос на 28%, а нерезидентами – сократился на 18%. Именно эта цифра и стала поводом для публикаций о падении денежных переводов.
Между тем падение переводов нерезидентов наблюдалось далеко не во всех странах Содружества. Так, например, денежные переводы в Узбекистан, лидирующий по численности прибывающих в Россию трудовых мигрантов, за третий квартал выросли на 7%, а на Украину – на 17%. По остальным странам действительно наблюдается падение. Лидером по темпам снижения денежных переводов стал
- Казахстан (-61%),
- Киргизия (-53%),
- Молдавия (-57%),
- Азербайджан (-33%),
- Таджикистан (-24%) и
- Армения (-13%).
Но одновременно во всех этих странах, кроме Казахстана, наблюдался рост денежных переводов от резидентов, который составил от 9 до 53%. В итоге общее падение денежных переводов (от резидентов и нерезидентов) наблюдалось только в четырех странах Содружества – Казахстане, Киргизии, Азербайджане и Молдавии, а в целом на СНГ они даже выросли.
Примечательно, что максимальное падение объема денежных переводов наблюдается
- в Казахстан (-40%)
- Киргизию (-21%),
Что, впрочем, вполне объяснимо. С 16 апреля этого года Центральный банк РФ ввел ограничения на ежемесячный объем денежных переводов в отношении четырех стран –
- Китая, Вьетнама, Киргизии (до 100 тыс. руб.)
- Казахстана (до 150 тыс. руб.).
Целью этих мер была борьба с теневыми операциями, включая незаконное предпринимательство, связанное с «серым» импортом. По данным ЦБ, иностранные граждане, торгующие на российских рынках, отправляли вырученные деньги для оплаты последующих партий товаров, не регистрируясь в качестве предпринимателей и избегая тем самым уплаты налогов. Такие переводы отправляются одними и теми же лицами неоднократно небольшими партиями в течение дня с точек, расположенных рядом с рынками или прямо на них.
Больше всего подобных переводов осуществляется в направлении Китая, Вьетнама, Киргизии и Казахстана, в отношении которых и были введены ограничения. В торговле с этими странами схемы с задействованием «серого импорта» получили самое широкое распространение, а объем нелегального импорта, поступающего в Россию, составляет миллиарды долларов. Так, в Казахстане объем «серого» китайского импорта в 2017 г. оценивался экспертами в 6 млрд долл., а в 2018 г. – в 4 млрд. Причем ограничения на объем переводов, судя по всему, оказались довольно чувствительной мерой, вызвав демарш со стороны посла Киргизии в России Аликбека Джекшенкулова, а также поддержавшей его Евразийской экономической комиссии. В реальности, однако, интересы трудовых мигрантов эти ограничения никак не затрагивают, поскольку их среднемесячные заработки на порядок меньше лимитов.
Именно ограничения по размеру денежных переводов стали главной причиной сокращения их объема в целом. Общее падение денежных переводов в третьем квартале 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. в страны с отрицательной динамикой этого показателя (Казахстан, Киргизию, Молдавию и Азербайджан) составило 268 млн. долл. Из них на долю Киргизии пришлось 136 млн. долл., а Казахстана – 85 млн. В совокупности две эти республики обеспечили 83% общей суммы, на которую сократился объем денежных переводов, что красноречиво свидетельствует о происхождении пересылаемых таким путем средств.
Еще более показательна динамика денежных переводов в Китай. В третьем квартале 2018 г. они составляли 233 млн. долл., а в статистике за третий квартал 2019 г. Центробанк РФ данных по ним вообще не приводит. По всей видимости, их объем стал статистически малозначимым, так как основной источник поступлений почему-то иссяк.
Табл. 2
Статистика денежных переводов физических лиц из России в первом-третьем квартале 2019 г. (по данным Центрального банка РФ)
Если же взглянуть на общую картину денежных переводов из России в страны СНГ на протяжении 2019 г. (табл. 2), то становится очевидным, что никакого падения не наблюдается. В третьем квартале их общий объем по сравнению с первым вырос в 1,5 раза, увеличившись с 2,5 до 3,8 млрд. долл. По нерезидентам рост был еще более значительным и составил 1,7 раза (с 1,1 до 1,9 млрд. долл.).
Причем рост наблюдался по всем странам СНГ, кроме Казахстана, денежные переводы в который сократились в третьем квартале на 8%. В русле отмеченных ранее тенденций это падение выглядит вполне закономерным. Казахстан не относится к странам, которые генерируют большой поток трудовых мигрантов в РФ, поскольку уровень их экономического развития примерно одинаков. И сокращение объема переводов в РК как раз и свидетельствует об их использовании в нелегальных схемах с «серым импортом».
По оценкам финансовых структур, падение объемов денежных переводов из России в 2019 г. может составить 7,5%, а причинами этого являются введения лимитов на отправку денег и сокращения потока мигрантов. В реальности, однако, с количеством прибывающих в Россию трудовых мигрантов динамика денежных переводов не связана. Об этом говорит опережающий прирост объемов денежных переводов в Узбекистан и Таджикистан на протяжении трех кварталов 2019 г. (в 1,8 раза), которые лидируют по поставкам рабочей силы в Россию.
По этому показателю их незначительно опережает лишь Армения (1,9 раза), а все прочие страны СНГ заметно отстают. О значительном увеличении притока мигрантов говорят и данные Главного управления МВД РВ по вопросам миграции, согласно которым за январь-ноябрь прошлого года на учет было поставлено 16,5 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, а за 11 месяцев этого года – почти 18 млн. человек.
В условиях нарастания трудовой иммиграции увеличение общего объема денежных переводов выглядит вполне объяснимым. Что же касается некоторого падения переводов нерезидентов, то отчасти они, судя по всему, перетекли к резидентам благодаря задействованию кланово-родственных и общинно-соседских связей, о чем говорит практически синхронный и повсеместный рост их переводов в страны СНГ.
В целом же сложившаяся ситуация свидетельствует, что банковские ограничения повлиять на объемы трудовой миграции не способны, поскольку мигранты успешно находят другие способы доставки денег на родину. Зато на обналичивание средств от «серого импорта» такие меры влияют вполне ощутимо.
Источник stanradar.com