Несколько затихло обсуждение очередной обвальной девальвации. Теперь самое время поговорить о перспективах политики инфляционного таргетирования в Казахстане. Напомним, что именно к ее реализации пообещали перейти правительство и Нацбанк вслед за отказом от валютного коридора. Вот только перспективы эти весьма и весьма туманные.
В способности чиновников к мифотворчеству, похоже, не сомневается уже никто, впрочем, как и в их неспособности выполнять свои обещания и благие инициативы. Далеко за примерами ходить не надо. Стоит только вспомнить, как Национальный банк неоднократно заявлял одно, а делал совсем другое. Или как на протяжении стольких лет с самых высоких трибун нам обещают провести структурные реформы, диверсифицировать экономику и тем самым уйти о сырьевой зависимости.
От слова «халва» слаще не становится
Проходят годы, а воз и ныне там: заметных положительных сдвигов в этой жизненно важной для будущего Казахстана сфере как не было, так и нет. Ярким доказательством крайней неэффективности деятельности правительства и Нацбанка в этом направлении выступают периодические и резкие обвалы национальной валюты, которые как раз и стали возможными из-за неспособности властей снять экономику страны с «нефтяной иглы».
Порой даже создается впечатление, что в Казахстане при всех его возможностях есть всего два главных инструмента в борьбе с кризисами – это надежда на восстановление нефтяных цен вкупе с периодическими девальвационными прыжками.
Причем периодичность их проведения не просто настораживает, а пугает. Судите сами: первая масштабная девальвация в Казахстане была в далеком 1999 году, вторая через 10 лет - в 2009-м, третья 5 лет спустя – в 2014-м, а четвертая и последняя - уже через год. Такая периодичность выглядит весьма символично.
На этом фоне время, выбранное для отпуска тенге в свободное плавание, и вовсе наталкивает на мысль, что девальвация нацвалюты имеет все шансы превратиться в перманентную и основную тенденцию. Конечно, это не исключает временного укрепления тенге в определенные периоды, например, во время ежеквартальных налоговых выплат или в случае повышения цен на нефть и ревальвации рубля.
Но то, что тенденция ослабления тенге в условиях нестабильности на глобальных рынках и неспособности чиновников эффективно проводить структурные реформы становится магистральной как минимум на среднесрочную перспективу, уже очевидно.
Магистральная тенденция
В связи с этим возникает вопрос: насколько в ситуации чрезмерной зависимости казахстанской экономики от цен на сырье и в первую очередь на нефть, а также высокой волатильности на глобальных сырьевых рынках Нацбанк способен проводить политику таргетирования инфляции?
Как показывает мировой опыт, для ее успешного проведения необходимо как минимум два условия: диверсифицированная структура экономики и реальная, а не декларативная независимость центрального банка от исполнительной власти. Последнее означает, что монетарные власти должны быть избавлены от фискального доминирования и самостоятельны в принятии решений. Есть ли эти условия в Казахстане? Вопрос риторический. Ведь из-за сильной зависимости бюджета от сырьевых доходов правительство в условиях неблагоприятной конъюнктуры на рынках сырья заинтересовано в слабом тенге.
Но и это еще не все. Для эффективного проведения политики инфляционного таргетирования в Казахстане необходим еще ряд условий. Во-первых, дедолларизация экономики. Возможно ли это, когда тенге привязан к доллару из-за того, что все поступления от продажи сырья поступают в условных единицах, когда депозитная база банков сильно долларизирована и, наконец, когда казахстанские квазигосструктуры и сырьевые компании получают финансирование на международных рынках капитала путем заимствований в иностранной валюте? Очевидно, что ответ «нет».
Во-вторых, для реализации политики инфляционного таргетирования в ситуации, когда монетарные власти не могут влиять на ценовую политику естественных монополий, как минимум необходимо хорошо предсказуемое тарифное регулирование. Без этого условия новая политика Нацбанка будет неэффективной, поскольку может постоянно отклоняться от заявленных целевых параметров по инфляции.
В-третьих, эффективности реализации новой денежно-кредитной политики будет мешать низкий уровень доверия к регулятору, подорванного им же непоследовательностью в реализации своих заявлений.
Все это делает невозможным в ближайшее время ввести инфляционное таргетирование. Поэтому заявления чиновников о переходе к этой политике больше похожи на стремление выдать желаемое за действительное.
Нацбанк в доме не хозяин
Но, пожалуй, самым главным препятствием для таргетирования инфляции в Казахстане, на котором следует остановиться подробнее, выступает сам Национальный банк! Ведь он не выполняет в полной мере основную функцию, присущую всем полноценным центробанкам, а именно - функцию кредитора последней инстанции для всей экономики.
Это означает невозможность эффективно использовать один из главных инструментов монетарной политики для регулирования спроса и предложения денег - ставку рефинансирования. Без повышения роли этого инструмента об успешном инфляционном таргетировании не может быть и речи.
В то же время повысить роль ставки рефинансирования и стать кредитором для всей экономики монетарным властям мешает жесткая привязка эмиссии тенге к объемам поступления долларов от сырьевого экспорта. Это жестко лимитирует денежное предложение в нацвалюте, сохраняет монетизацию экономики на крайне низком уровне и тем самым создает искусственный дефицит финансирования обрабатывающих отраслей, что, в свою очередь, не только не способствует импортозамещению, а, напротив, увеличивает зависимость страны от импортной продукции.
Поэтому наиболее вероятным сценарием дальнейшего изменения политики монетарных властей через некоторое время будет возврат к прежней модели денежно-кредитного регулирования, если, конечно, еще раньше не будет создан валютный союз в рамках Евразийского экономического союза. И рост этой вероятности станет только возрастать по мере преодоления кризиса и его последствий для глобальной экономики. Причем этот возврат не обязательно может сопровождаться заявлениями о введении нового валютного коридора, поскольку последний может быть установлен негласно.
Впрочем, это только предположение. Его реализация будет зависеть от множества факторов и в первую очередь - от желания и способности властей осуществить диверсификацию экономики, реформировать Нацбанк, превратив его из главного обменника страны в главного кредитора экономики, и на деле, а не на словах провести дедолларизацию.
Источник: КазТАГ