Fitch Ratings понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента («РДЭ») Казахстана в иностранной валюте с уровня «BBB+» до «BBB» и долгосрочный РДЭ в национальной валюте с уровня «A-» до «BBB». Прогноз по рейтингам – «Стабильный». Рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций Казахстана в иностранной валюте также понижены с уровня «BBB+» до «BBB». Рейтинг странового потолка пересмотрен с «A-» на «BBB+», а краткосрочный РДЭ в национальной валюте подтвержден на уровне «F2».

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ

 

Понижение рейтингов Казахстана отражает следующие ключевые рейтинговые факторы и их относительный вес:

 

СРЕДНИЙ ВЕС

 

Забалансовые расходы в ответ на низкие цены на нефть привели к тому, что используемый Fitch более широкий показатель бюджетного дефицита резко увеличился до 5% от ВВП в 2015 г. по сравнению с профицитом в 3,5% в предыдущие пять лет, поскольку государство финансировало инвестиции в инфраструктуру из НФРК и поддерживало испытывавшие трудности предприятия в госсобственности. Fitch ожидает сокращения дефицита бюджета до 4,2% от ВВП в 2016 г., что выше медианы для стран с рейтингами в категории «BBB» в 2,6%, в значительной мере ввиду более низких планируемых забалансовых расходов. Риски ухудшения ситуации связаны с государственной поддержкой банков и предприятий в госсобственности.

 

Для финансирования более широких фискальных дефицитов задействуются буферы. Активы НФРК составляли 63,5 млрд. долл. (34% ВВП) на конец 2015 г. по сравнению с 77,2 млрд. долл. в августе 2014 г., и Fitch ожидает, что они еще более сократятся до около 59 млрд. долл. к концу 2016 г. В то же время показатель активов нефтяного фонда к ВВП еще более увеличится, поскольку более низкие цены на нефть привели к сокращению номинального размера ВВП. Государственный долг резко вырос: до 22,1% ВВП в 2015 г. по сравнению с 13,9% в 2014 г. ввиду увеличения внешних заимствований, а также резкого снижения курса тенге. Несмотря на ухудшение, чистые суверенные иностранные активы Казахстана превышают 40% ВВП, что существенно выше медианы для стран с сопоставимыми рейтингами в 0,8% ВВП.

 

Ожидается, что непростая макроэкономическая среда после введения плавающего обменного курса в августе 2015 г. (тенге упал на 77% к доллару США) сохранится в ближайшие месяцы. Инфляция (15,7% в марте) достигла самого высокого уровня почти за семь лет. В то время как Fitch ожидает, что инфляция станет более умеренной и составит 10% к концу 2016 г. по мере того, как будет прекращаться влияние перекладывания обменного курса, этот показатель, по прогнозам, останется существенно выше медианного уровня для стран с рейтингами «BBB» в 3,3% в течение прогнозного горизонта. Эффективность механизма монетарной трансмиссии ограничена ввиду высоких уровней долларизации, а также невысокой более долгосрочной ликвидностью тенге. Вновь введенная в феврале 2016 г. базовая ставка и эффективное внедрение коридора процентной ставки (+/-2%) улучшают ликвидность денежного рынка.

 

Долларизация достигла пикового уровня в 69% в январе 2016 г. и более чем в два раза превышает медиану для стран с рейтингами категории «BBB», что отражает ограниченное доверие к внутренней финансовой системе и тенге. Недавняя стабилизация тенге привела к небольшой дедолларизации. По оценкам Национального банка Казахстана («НБК»), долларизация на уровне 50% позволила бы более эффективный механизм монетарной трансмиссии.

 

Fitch ожидает сокращения экономики на 1% в 2016 г., что существенно ниже пятилетнего среднего роста в 4,6% и медианы для рейтинговой категории «BBB» в 3,3%. Снижающаяся реальная заработная плата и резкое уменьшение долларовых доходов обусловят сокращение потребительских расходов. ВВП на душу населения резко упал с 14 828 долл. в 2013 г. до 7 102 долл. в 2016 г., что ниже медианы для рейтинговой категории «BBB». Сокращение инвестиций будет сдержанным ввиду государственной программы развития инфраструктуры, «Нурлы жол», финансируемой из НФРК. Снижение расходов будет частично абсорбировано дальнейшим резким сокращением импорта, в частности потребительских товаров. Повышение среднесрочных перспектив роста до уровня выше, чем у стран с сопоставимыми рейтингами, будет зависеть от успешной реализации инициатив государства по проведению реформ, включая приватизацию и программу 100 шагов, а также диверсификацию экономики в сторону от нефти.

 

Банковская система остается неблагоприятным рейтинговым фактором с индикатором банковской системы Fitch на уровне «b». Качество активов и капитала казахстанских банков останется под давлением в 2016 г. со стороны по-прежнему крупных (8% на конец марта 2016 г.) незарезервированных проблемных кредитов (по оценкам, 2х неработающих кредитов) и девальвации тенге, которая скажется на способности валютных заемщиков обслуживать долг.

 

РДЭ Казахстана на уровне «BBB» также отражают следующие ключевые рейтинговые факторы:

 

Власти сохраняют осторожный подход к налогово-бюджетной политике, исходя из ожиданий, что цены на нефть останутся на более низком уровне в течение более длительного периода, сокращая неприоритетные инфраструктурные проекты и ограничивая зарубежные заимствования. В 2016 г. дефицит республики уменьшится до 2% ВВП по сравнению с 2,2% в 2015 г. на фоне резкого снижения реальных расходов. Улучшение эффективности государственных инвестиций и сбора налогов, включая сокращение налоговых лазеек, как ожидается, поддержит укрепление бюджета. К 2018 г. власти ожидают дефицит в 1%, исходя из цены на нефть в 35 долл./барр. С целью сохранения нефтяного фонда государство выразило готовность не увеличивать гарантированное годовое использование средств нефтяного фонда относительно текущих 8 млрд. долл.

 

Расходование резервов сменилось на обратную тенденцию, и НБК наращивал международные резервы в феврале и марте на фоне ликвидации населением долларовых депозитов. Валовые резервы увеличились до 28,4 млрд. долл. в марте относительно 26,8 млрд. долл. в январе. НБК вновь подтвердил свою сохраняющуюся готовность позволять свободное плавание тенге, хотя Fitch ожидает, что НБК продолжит абсорбировать доллары по мере дальнейшей дедолларизации с целью улучшения структуры резервов. Fitch ожидает, что дефицит счета текущих операций (3% ВВП) будет полностью финансироваться за счет внешних заимствований, а также прямых иностранных инвестиций.

 

Структурные факторы являются важными для суверенных рейтингов страны. Текущие рейтинги учитывают высокую зависимость от сырьевых товаров, при том что Казахстан имеет слабые позиции по индикаторам управления и институциональных факторов Всемирного банка.

 

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ

 

Следующие факторы риска вместе или в отдельности могут привести к негативному рейтинговому действию:

 

  • Ошибки в проводимой политике и/или длительный период низких цен на нефть, что вызовет дальнейшее ослабление суверенного внешнего баланса
  • Возобновление ослабления банковского сектора, что приведет к условным обязательствам для суверенного эмитента.

 

Следующие факторы вместе или в отдельности могут привести к позитивному рейтинговому действию:

 

  • Устойчивое восстановление внешних и фискальных буферов.
  • Шаги, направленные на снижение уязвимости государственных финансов к резким негативным изменениям цены на нефть в будущем, например, за счет сокращения дефицита ненефтяного бюджета.
  • Существенное улучшение делового климата и качества управления, которое будет способствовать диверсификации и устойчивому восстановлению экономики Казахстана.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ

 

Рейтинги Казахстана основаны на ряде ключевых допущений:

 

  • Сохранение приверженности проводимой политике.
  • Ожидается продолжение политической стабильности.
  • Fitch исходит из того, что цена на нефть Brent в среднем составит 35 долл./барр. в 2016 г. и 45 долл./барр. в 2017 г.

 

 

Источник: Мир финансов