Правительство сформировало прогноз социально-экономического развития страны на 2020-2024 годы. В этом документе Кабмин, анализируя состояние экономики, закладывает основные направления развития наиболее приоритетных секторов. Forbes.kz изучил документ

 


ФОТО: pixabay.com

В ближайшие пять лет, по оценкам правительства Казахстана (подкрепленными прогнозами международных экспертов), рост мировой экономики «будет благоприятным и будет обеспечиваться во многом за счет развивающихся стран на фоне умеренного роста в развитых странах». Однако отмечаются три главных риска, способных вызвать негативные тенденции.

Первый риск – торговые войны и несогласованность бизнес-процессов. Усиление протекционизма, ужесточение бизнес-ограничений, торговые войны (США – Китай), а также несогласованность торгово-экономических режимов Великобритании и Евросоюза могут привести к замедлению мировой торговли, оказав давление на снижение экономической активности.

Второй риск – санкции США в отношении России и Ирана. Санкционная политика США, превратившаяся в глобальный фактор, влияет не только на текущее состояние мировой экономики и ее долгосрочные изменения, но и накладывает потенциальные риски для экономики стран партнеров России и Ирана. «США направляет прямой сигнал бизнесу третьих стран, что сотрудничество с российским и иранским подсанкционным бизнесом является нежелательным и может повлечь «вторичные ограничения» с американской стороны», - отмечается в прогнозе.

Третий риск – ухудшение геополитической ситуации в мире. Продолжающаяся неблагоприятная геополитическая ситуация в Украине, Сирии, и в целом на Ближнем Востоке, вызывает дополнительный риск через вторичные каналы внешней торговли и прямые иностранные инвестиции. Осложнение геополитической ситуации и последовавшая за ней неопределенность в мировой экономике формируют риски снижения инвестиционной активности и ухудшения внешнеторговых связей и деловых отношений, усиливая факторы ослабления экономической активности.

С учетом этих рисков сформированы три сценария развития экономики Казахстана - оптимистичный, базовый и пессимистичный. Одна из ключевых цифр, которая будет влиять на «экономические настроения» - это мировая цена на нефть. Так, при оптимистичном сценарии она составит $65 за баррель, при пессимистичном - $45. За основу же взят базовый сценарий с ценой $55 за баррель.

Коридор темпов роста экономики также установлен от 4,8% при оптимистичном сценарии до 3,9% в случае наступления пессимистичного сценария. В базовом сценарии среднегодовой темп роста ВВП определен на уровне 4,4%.

Для правительства макрозадачи таковы: сдерживание инфляции, стабильный финансовый сектор, развитие приоритетных отраслей экономики, социальная политика.

Так, инфляцию планируется держать в коридоре 4-6% в 2020-2021 со снижением до 3-5% к 2024 году. Основным инструментом денежно-кредитной политики останется базовая ставка, устанавливаемая в зависимости от фактического и прогнозируемого уровня инфляции и других параметров.

«Процентная политика Национального банка будет направлена на поддержание базовой ставки в реальном выражении на уровне не выше долгосрочных темпов экономического роста в целях обеспечения разумного баланса в части регулирования инфляционных процессов и доступности кредитных ресурсов. Денежно-кредитная политика будет осуществляться в условиях свободно плавающего обменного курса тенге», - отмечается в прогнозе.

Поскольку цены на социально-значимые продукты питания - одна из ключевых составляющих инфляционного роста, правительство намерено продолжить выработку законодательных мер по сдерживанию роста цен на них.

«При заключении договоров на поставки социально-значимых продуктов в обязательном порядке будет устанавливаться размер предельной торговой надбавки, что снизит риск необоснованного завышения цен. Для эффективного администрирования будет проработан вопрос заключения лимита устанавливаемой надбавки в 10,0-15,0%. Местными исполнительными органами продолжится практика установления пороговых значений и предельных цен на такие товары и использования резервов стабилизационных фондов и социально продовольственных кооперативов, а также предоставления торговым сетям беспроцентных займов на год с установлением для них встречных обязательств по реализации социально-значимых товаров с фиксированной ставкой», - говорится в прогнозе.

Для стабильности в финансовом секторе планируется продолжить политику его оздоровления и повышению финустойчивости. Правительство констатирует, что уже «снижен уровень проблемных активов, из системы выведены неплатежеспособные банки и объединены системообразующие». «Это позволяет осуществить постепенное смещение фокуса с оздоровления банков на формирование институциональной и регуляторной среды, обеспечивающей высокое качество кредитных решений и низкий уровень кредитного риска», - считают в Кабмине.

Поэтому в 2020 году будет продолжена работа по повышению требований к качеству и полноте первичных данных по кредитному портфелю, совершенствованию методик оценки качества кредитного портфеля, разработке нормативно- правовых актов по вопросам предоставления банками полноценных данных. «Предусматривается возможность внедрения стандарта BCBS 239 (239 Basel Committee on Banking Supervision's standard), дальнейшее развитие информационных систем в банках, повышение качества отчетности, расширение потенциала механизма выявления, оздоровления и урегулирования несостоятельных банков», - говорится в прогнозе.

Для обеспечения банковского сектора долгосрочным фондированием работа будет направлена «на снижение рисков концентрации и обеспечение стабильного фондирования банков, в том числе путем совершенствования механизма предельных ставок Казахстанского фонда гарантирования депозитов для стимулирования долгосрочных депозитов населения». Также Национальным банком проводится работа по совершенствованию пруденциального регулирования деятельности банков, системы управления рисками банковской деятельности с использованием принципов Базельского комитета по банковскому надзору. «К 2022 году коэффициент покрытия ликвидности для БВУ будет поэтапно увеличен до 100%. Коэффициент нетто стабильного фондирования установлен на пруденциальном уровне 100% с 1 января 2019 года», - отмечается в документе.

Также для совершенствования страхового рынка будет «внедрен международный стандарт Solvency II, предусматривающий требования к капиталу страховых организаций (минимальное требование к капиталу и требование к капиталу для обеспечения платежеспособности); систему управления рисками; собственную оценку рисками и платежеспособностью (ORSA); систему внутреннего контроля».

В правительстве рассчитывают, что проводимая денежно-кредитная политика будет «благоприятно воздействовать на развитие инвестиционного рынка и стимулирование кредитной активности банковского сектора». По прогнозам, среднегодовые темпы роста кредитования БВУ в течение пяти лет ожидаются на уровне 9,3%, в номинальном выражении вырастут до 21,4 трлн тенге к 2025 году. Депозиты резидентов за этот период увеличатся до 29 трлн тенге. Уровень денежной массы будет адекватен развитию экономики, в целом планируемая в среднем величина монетизации будет в пределах 31,5%.

Приоритетным направлением развития рынка ценных бумаг будет «повышение ликвидности посредством создания благоприятных условий для эмитентов по выпуску ценных бумаг, расширения перечня инвестиционно- привлекательных для инвесторов финансовых инструментов, либерализация подходов регулирования рынка ценных бумаг». Также в планах правительства - расширение возможностей институциональных инвесторов; либерализация регулирования инвестиционных фондов и активизации их деятельности; пересмотр системы пруденциального регулирования брокерских организаций; создание института инвестиционного банкинга; расширение функционала брокерских организаций в части оказания услуг клиентам. Также планируется, что Нацбанком будут приняты меры «по переходу от формализованного подхода к риск-ориентированному регулированию и надзору за субъектами рынка ценных бумаг».

Особое внимание правительство уделяет политике внешнего заимствования. Планируется продолжить ежегодное установление лимитов правительственного долга и предоставления государственных гарантий. При этом расходы на обслуживание и погашение правительственного долга не должны превышать 15% от доходов республиканского бюджета, включая трансферты из Национального фонда.

Установлено, что размер государственного долга в 2020 году не должен превышать 27% к ВВП, при этом правительственный долг - не более 25% к ВВП. Прогнозируется поэтапное снижение государственного долга по отношению к ВВП с 24,4% в 2020 году до 21,1% в 2024.

Вместе с тем, до 2024 года планируется реализация ряда проектов, предусмотренных программными документами, в том числе госпрограммой «Нұрлы жол» и других стратегически важных проектов. Поэтому предполагается увеличение правительственного долга с 14 423 млрд тенге в 2020 году до 18 545 млрд тенге в 2024.

Однако в целом для обеспечения контроля над уровнем внешнего государственного долга страны и квазигосударственного сектора, Концепцией новой бюджетной политики предусмотрены ограничения верхних пределов государственного и квазигосударственного долга, которые к 2020 году в совокупности должны составит не более 60% к ВВП. По прогнозным оценкам, совокупный государственный и квазигосударственный долг в 2020 году составит 48,9% к ВВП, и к 2024 снизится до 41,8%.

Отметим, по состоянию на 1 июля 2019 внешний правительственный долг составил $14,3 млрд, или 8,0% к ВВП, внешний квазигосударственный долг составил $19,4 млрд, или 10,9% к ВВП, валютные активы Национального фонда составили $58,2 млрд, или 32,7% к ВВП.

По расчетам Кабмина, главной движущей силой роста экономической активности в среднесрочной перспективе станут отрасли обработки и АПК, строительная индустрия, транспортно-логистическая сфера и сервисная экономика.

Так, в приоритет выделено машиностроение, и среднегодовой рост отрасли прогнозируется на уровне 5,8%. От нефтеперерабатывающей промышленности ждут в среднесрочном периоде не меньше 11% производства во всем обрабатывающем секторе. Основными приоритетными проектами данной отрасли являются строительство интегрированных газохимических комплексов по производству полипропилена и полиэтилена в Атырауской области.

В химической промышленности будут реализованы проекты по строительству заводов по производству комплексных минеральных удобрений в Жамбылской области (проектная мощность – 1,4 млн тонн удобрений в год), кальцинированной соды в Кызылординской области (200 тыс. тонн кальцинированной соды) и треххлористого фосфора и глифосата в Жамбылской области (13,6 тыс. тонн треххлористого фосфора и 10 тыс. тонн глифосата), а также модернизация заводов по производству минеральных удобрений в Мангистауской (342 тыс. тонн удобрений) и Жамбылской областях (1,3 млн тонн удобрений). Реализация проектов будет способствовать увеличению объемов продукции химической промышленности в среднем на 5,3% в год.

В металлургической отрасли планируется расширение номенклатуры и увеличение доли продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью, модернизацию действующих предприятий отрасли в целях снижения ресурсо- и энергоемкости, повышение производительности труда. Ожидаемый среднегодовой рост - 4,4%. Планируемые проекты в этой отрасли: строительство горно-обогатительных комплексов на базе месторождений полиметаллических руд «Шалкия» (112 тыс. тонн цинка и 29 тыс. тонн свинца в год) и «Масальское» (1 млн тонн проката); строительство заводов по производству комплексных сплавов (600 тыс. тонн сплавов) в Карагандинской области, стальных сварных труб большого диаметра г. Алматы (100 тыс. тонн стальных труб); расширение перерабатывающих мощностей Актогайского ГОК (удвоение мощности переработки сульфидной руды с 25 до 50 млн. тонн) и завода по производству ферросилиция в Карагандинской области (240 тысяч тонн).

В таких отраслях как фармацевтика, легкая промышленность, производство строительных материалов основные проекты будут направлены на обеспечение внутреннего спроса, привлечение передовых технологий для производства более качественных продуктов и расширение доли отечественных предприятий на внутреннем рынке в рамках реализации политики по импортозамещению. В 2020-2024 прогнозируется их рост в среднем на уровне 6,9%. В целом, доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП увеличиться до 11,8% к 2025 году против 11,4% в 2018.

Развитие нефтегазового сектора будет направлено на обеспечение потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах, диверсификацию экспортных маршрутов транспортировки нефти.

Прирост объемов добычи нефти (с 90 млн тонн в 2020 году до 100 млн тонн в 2024) будет обеспечиваться за счет проектов будущего расширения месторождений Тенгиз, Карачаганак, Кашаган, а также ввода в эксплуатацию морских месторождений.

В прогнозе отмечается, что существующие производственные мощности отечественных НПЗ покрывают потребность внутреннего рынка страны по светлым видам нефтепродуктов до 2024 года.

Начата реализация по проекту реверса нефтепровода Кенкияк-Атырау производительностью до 6 млн тонн в год с целью обеспечения поставок нефти на Шымкентский нефтеперерабатывающий и Павлодарский нефтехимический заводы. А расширение нефтепровода «Казахстан-Китай» позволит обеспечить экспорт нефти в Китай до 20 млн тонн в год, завершение работ планируется до конца 2020 года.