Кризис в России может спровоцировать девальвацию не только белорусского и приднестровского рублей, но и казахстанского тенге, предупреждают в своем исследовании специалисты Центра развития Высшей школы экономики. Падение российского рубля ведет к росту импорта в Казахстан, и ответом Нацбанка РК, скорее всего, будет повторение февральской девальвации 2014 года, только теперь тенге обвалят больше, чем на 20%. Напомним, что в октябре-декабре прошлого года ажиотажный спрос казахстанцев на российские товары ошеломил жителей приграничных регионов России. Казахи сметали с полок их магазинов бытовую технику и электронику, совершали опустошительные набеги на автодилерские центры. Неудивительно: ведь для держателей тенге долларовые цены упали вдвое.
Спешат заработать казахстанские поставщики и торговые сети, переключаясь с местных товаров на российские – благо, они примерно одного качества. Российская продукция сейчас дешевле местной даже притом, что государство регулирует розничные цены на некоторые товары первой необходимости – в частности, на бензин и муку.
Но что хорошо для населения и малого-среднего бизнеса, то плохо для экономики государства. Принято считать, что раз уж Казахстан, как и РФ, основную валютную выручку получает от экспорта углеводородов, то чисто российские катаклизмы не должны сильно на него влиять даже в рамках Таможенного и Евразийского союзов. Однако Казахстан экспортирует и несырьевые товары, причем более 25% из них идут в Россию. При этом из РФ он получает 37% всех импортируемых товаров. Торговое сальдо с Россией и так было для Казахстана отрицательным. А с учетом девальвации в РФ тем более: по подсчетам экономистов, на каждых 10% девальвации рубля потери Казахстана в торговом балансе составляют $2,5 млрд .
Поэтому, уверены в ВШЭ, у Нацбанка Казахстана нет иного выхода, кроме очередной девальвации тенге. Это не только вызовет недовольство населения, как уже было год назад, но и в очередной раз подорвет доверие населения к национальной валюте. А оно и так невысоко. Как бы не убеждал Нацбанк в обратном, большинство казахов уверено, что тенге "ходит" за рублем. Именно поэтому 60% депозитов в банках республики номинированы в долларах. При этом на депозитных счетах хранят сбережения только 10% жителей, а остальные предпочитают долларовый кэш.
Однако девальвация тоже опасна, предупреждают эксперты ВШЭ, поскольку может усугубить давно тлеющий кризис в банковской сфере Казахстана, где накопилось большое количество "плохих долгов", спровоцировать дальнейшее бегство населения в валюту и разогнать инфляцию, а это, в свою очередь, породит дефицит товаров, цена на которые регулируется государством.
Кроме того, девальвация, как уже отмечалось, вызовет социальное напряжение. Напомним, что в феврале прошлого года падение тенге на 20% вызывало массовое закрытие интернет-магазинов по продаже электроники, приостановили работу автодилеры, в в Алма-Ате перед Нацбанком прошел митинг протеста.
Эксперты еще осенью предрекали тенге падение с нынешних 185 до 220 тенге за доллар. В октябре глава Нацбанка Кайрат Келимбетов провел пресс-конференцию по борьбе со слухами, где посоветовал гражданам не паниковать. Курс тенге не будут корректировать как минимум ближайшие три года, заявил он. Впрочем, Келимбетову тут же напомнили оптимистичные прогнозы, которые он давал перед февралем-2014.
Дело даже не в российском рубле, никто не знает, что будет с нефтью, говорит Талгат Камаров из алматинского отделения Centras Securitys. Курс тенге определят снижение цен на нефть, укрепление доллара и курс российского рубля, отмечает директор ИК "Асыл-Инвест" Нурлан Рахимбаев. В ВШЭ ждут замедления роста казахской экономики до 3% в 2015 году.
Тем не менее, отмечают в Центре развития, запас прочности в Казахстана существенно выше, чем у Белоруссии, власти которой для удержания курса местного рубля на психологически приемлемом уровне были вынуждены ввести 30%-ный налог на покупку иностранной валюты. Бюджет Казахстана сбалансирован при 70 долларов за баррель, но консервативный подход к тратам делает бюджет устойчивым даже при 50 долларах. Золотовалютные резервы находятся примерно на уровне 50% ВВП и в декабре прошлого года были увеличены на 300 млн долл, отмечают экономисты из Вышки. Сыграло позитивную роль и правительственное ограничение иностранных операция банков.
Кроме того, несмотря на упавшую нефть, Казахстан может привлечь инвесторов, вынужденных покинуть рынок России из-за санкций. На фоне политических рисков, девальвации рубля и снижения суверенного рейтинга РФ (Fitch: BBB-), Казахстан оказался на две ступени выше (BBB+). Специалисты ЦР напоминают, что в октябре Казахстан успешно разместил еврооблигации на 2,5 млрд долл, в то время как Россия совсем отказалась от планового 7-миллиардного выпуска.
Источник: rosbalt.ru