"Событие года" в Китае - третий пленум Компартии - закончился пшиком. Широко разрекламированную программу радикальных экономических реформ, подготовленную главной "фабрикой мысли" страны - Исследовательским центром Госсовета, - то ли отменили, то ли отложили до лучших времен
Пекин. 13 ноября. FINMARKET.RU - Во вторник в Пекине завершил свою работу третий пленум 18-го созыва ЦК Компартии Китая. От пленума ждали чуть ли не революции: экономика страны замедляется, модель, основанная на бурном росте промпроизводства и экспорта, больше не гарантирует Китаю лидерства, стране срочно нужны радикальные реформы.
Но вместо революции получился пшик. Пленум, проходивший в обстановке секретности, завершился опубликованием расплывчатого коммюнике, общий смысл которого можно сформулировать примерно следующим образом: мы сделаем Китай к 2020 году самым лучшим и передовым, но как мы это сделаем, мы вам не расскажем.
Реформы сегодня нужны Китаю как никогда: экономисты утверждают, что нужно стимулировать внутреннее потребление, говорят об опасностях "ловушки среднего дохода", напоминают о перегретом банковский секторе и предлагают, говоря шире, осовременить экономику, зависимую от госинвестиций и экспорта.
Но сделать это трудно, а главное, трудно сделать это, избежав раскола внутри элиты. Любая программа либерализации и сокращения роли государства в экономике неизбежно столкнется с сопротивлением среди руководителей китайских провинций, госкомпаний и госбанков и части политбюро.
Вероятно, именно это сопротивление и почувствовали архитекторы новой китайской перестройки - председатель Си Цзиньпин и премьер Ли Кэцян - и пошли на попятный.
Пленум завышенных ожиданий
Возможно, никто бы не стал ждать от этого пленума столь многого, если бы не так называемый "Доклад 383" . "Доклад" - это черновик радикальной программы реформ, подготовленный Исследовательским центром развития Госсовета КНР (официальная "фабрика мысли" правительства Китая). Он был с помпой опубликован за две недели до начала пленума.
Сама по себе публикация этого документа - беспрецедентный для современного Китая шаг: реальные замыслы руководства страны редко предают огласке до их официального оглашения. Но программа сбивала с ног не только фактом своего появления накануне пленума, но и содержанием. В ней предлагалось провести несколько радикальных экономических реформ.
- Банковская реформа должна изменить подход к определению процентных ставок и ставок депозитов, стимулировать создание частных банков, усилить конкуренцию в секторе, создать механизмы защиты от банкротства банков и страхования вкладов.
- Финансовая реформа должна усилить конкуренцию на внутреннем рынке, снять контроль над потоками капитала, превратить юань в международную резервную валюту к 2022 году.
- Земельная реформа должна создать открытый и прозрачный рынок земельных участков в стране (китайские крестьяне не владеют своей землей, их участки часто изымают местные власти почти без компенсации), дать возможность крестьянам использовать землю в качестве залога для получения кредитов.
- Налоговая реформа предполагает внедрение общенационального налога на имущество и землю.
- Реформа полномочий правительств провинций предоставит им право самостоятельно выпускать облигации и управлять своим долгом.
- Реформа государственных предприятий должна привести к их акционированию, частичной приватизации и созданию национальной управляющей компании по образцу сингапурской Temasek.
Кроме того авторы "Доклада 383" предлагали открыть доступ к ряду рынков - транспорт, телекоммуникации, ЖКХ - иностранным инвесторам, усилить конкуренцию во всех отраслях экономики, разорвать коррупционные связи бизнеса и местных властей.
Победители и проигравшие
За неделю до пленума Джож Нобль из Financial Times оценил, кто выиграет, а кто проиграет в результате реализации этих реформ.
В целом, получилось, что среди победителей окажутся, в основном, современные сервисные секторы экономики (ритейл, здравоохранение, финансовые услуги), а также производственные секторы, связанные с новыми технологиями, часть энергетических компаний, например, Huaneng Renewable и China Gas. То есть, фактически, лидеры завтрашнего дня.
Проиграют от таких реформ лидеры дня сегодняшнего: промышленные госгиганты, угледобывающие компании, строители, производители материалов, госбанки, и, прежде всего, местные власти, которые потеряют возможность манипулировать земельными участками и создавать с нуля новые полностью зависимые корпорации.
Реформируют без шума и пыли
Очевидно, что нежелание местных партийных боссов и топ-менеджеров госкомпаний и банков терять власть, деньги и влияние и стало главным препятствием для утверждения пленумом "Доклада 383" в качестве официальной программы экономических реформ на ближайшие десять лет.
Но это не значит, что реформаторы Си и Ли отказались от своих амбициозных планов. В коммюнике по итогам пленум говорится, что ЦК и Госсовет создадут некую "Центральную руководящую группу по всестороннему углублению реформ".
Судя по всему этот полуформальный орган и станет площадкой для согласования интересов реформаторов и сопротивляющихся переменам партийных бонз и их друзей и партнеров из госбизнеса. Именно эта группа через какое-то время должна разработать "генеральный план реформ" и станет отвечать за его "продвижение и реализацию".
В отличие от пленума работа этой группы не ограничена жесткими временными рамками, а это значит, что реформы китайской экономики все-таки будут проведены, но не все и не сразу
Си Цзиньпину пока не хватает власти
О том, что реформы будут буксовать, а от пленума не стоит ждать революции еще за неделю до его открытия предупреждал профессор политологии в Колледже Клермонт Маккена в Калифорнии Минксин Пей.
Несмотря на расхожее мнение, он уверен, что администрация председателя КНР Си Цзиньпина пока не укрепила свою власть и еще не приобрела достаточно полномочий, чтобы протолкнуть такие радикальные реформы, объясняет свой скептицизм Пей.
Оптимизм в вопросе способности партийной верхушки протолкнуть рыночные реформы игнорирует реальные препятствия для будущего роста и процветания. Какие экономические реформы необходимы, известно, но Китаю мешает мощная оппозиция - государственные предприятия, местные органы власти, члены семей политических элит и предприниматели "со связями".
Си очень не повезло. Его задача по сравнению с реформами 1978 и 1992 года тяжелей: противники предыдущих реформ не имели личной заинтересованности, они были не согласны с курсом правительства только по идеологическим причинам.
Сегодня члены правящей элиты прямо заинтересованы в том, чтобы государство доминировало в экономике. Рыночные реформы повысят конкуренцию и навредят их интересам, сократят привилегии, а значит их сопротивление неизбежно. Только общественное давление извне партии может заставить их пойти на реформы, заключает Пей.